24 сентября 2012
13034

2. Климатическая доктрина Российской Федерации (декабрь 2009 г.)

... Доктрина представляет собой систему взглядов на цель,
принципы, содержание и пути реализации единой государственной
политики Российской Федерации внутри страны и на международной арене
по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями...[1]

Климатическая доктрина Российской Федерации


Климатическая доктрина Российской Федерации была утверждена Президентом России Д.А. Медведевым 17 декабря 2009 г., ещё до завершения Конференции ООН в Копенгагене по изменению климата[2]. Тем самым было публично политически продемонстрировано, что руководство России рассматривает вопросы климата и экологии в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики в XXI в. Суть ее коротко сводится к тому, что:

- у президента и правительства есть официально выраженный взгляд на проблему нынешнего изменения климата. Это Климатическая доктрина, принятая в декабре 2009 г.;

- в Климатической доктрине признается антропогенный характер текущего изменения климата;

- в Доктрине указывается, что негативное влияние изменения климата гораздо сильнее позитивного, особенно в будущем;

- Доктрина гласит, что нужно не только адаптироваться к новым условиям, но и снижать выбросы парниковых газов; в ней указано главное на сегодня средство для этого в России - энергоэффективность и энергосбережение;

- подчеркивается, что действовать должны все: федеральные и региональные органы, население, общественность; нужно широкое "климатическое" образование с участием всех - и СМИ, и ВУЗов, и школ[3].

При этом президент Д. Медведев подчеркнул на специальном совещании в феврале 2010 года, что "нужно посмотреть, как адаптировать Доктрину - может быть, к текущей ситуации, может быть, и нужно будет учесть вопросы взаимодействия других стран, позицию России по (международным) обязательствам после 2012 года. То есть должен быть "живой" документ, и его не нужно избыточно абсолютизировать. Если потребуется, мы внесем в него изменения"[4].

Анализ документа показывает, что стремление к самому активному решению глобальных проблем в этой сфере вписано в контекст наших национально-государственных интересов с учетом географического и геополитического положения, задач обеспечения безопасности, социально-экономической модернизации и устойчивого развития нашей страны.

В доктрине признается факт глобального потепления и правомерность гипотезы об антропогенной составляющей данного явления. В то же время подчеркивается необходимость государственной поддержки научных исследований, направленных на снижение неопределенности в оценках климатических изменений.

В документе подтверждена готовность России к ограничению и снижению выбросов парниковых газов. Однако вместе с тем подчеркнута необходимость формирования всеобъемлющего международного режима в вопросах климата на основе "принципа общей, но дифференцированной ответственности, подразумевающего справедливую нагрузку на страны с учетом их уровня социально-экономического развития и природно-климатической специфики"[5]. Таким образом, фактор климата не должен использоваться в качестве инструмента сдерживания социально-экономического развития стран.

В то же время повышение энергоэффективности и переход к низкоуглеродной энергетике названы "катализатором динамичной технологической модернизации всей экономики страны"[6].

Климатическая доктрина констатирует, что глобальное потепление может иметь одновременно как негативные, так и позитивные последствия для нашей страны с учетом её географического положения, протяженности и площади. Эти особенности, а также низкая плотность населения в регионах наибольшего климатического риска открывают дополнительные возможности адаптации к климатическим изменениям. Наряду с этим подчеркивается необходимость предупреждения конфликта региональных интересов в ходе формирования климатической политики.

Среди возможных позитивных последствий потепления для нашей страны названы "улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения"[7]. Очевидно, что обеспечение интересов России в Арктике в связи с этим потребует существенных дополнительных дипломатических и военно-политических усилий.

Климатическая доктрина существенно конкретизирует положения Экологической доктрины Российской Федерации 2002 г. Реализация этих документов является важным фактором обеспечения национальной безопасности и долгосрочного социально-экономического развития России, одним из ключевых измерений внешнеполитической деятельности нашей страны в ближайшие десятилетия.

В доктрине особо подчеркнута необходимость обеспечить "подготовку дипломатических кадров, а также групп профессиональных консультантов для ведения международных переговоров и подготовки международных соглашений в области климата"[8].

Подытоживая, можно сослаться на мнение эксперта А. Кокорина считающего, что:

- у президента и правительства есть официально выраженный взгляд на проблему нынешнего изменения климата. Это Климатическая доктрина, принятая в конце 2009 г.;

- в Климатической доктрине признается антропогенный характер текущего изменения климата;

- в Доктрине указывается, что негативное влияние изменения климата гораздо сильнее позитивного, особенно в будущем;

- Доктрина гласит, что нужно не только адаптироваться к новым условиям, но и снижать выбросы парниковых газов; в ней указано главное на сегодня средство для этого в России - энергоэффективность и энергосбережение;

- подчеркивается, что действовать должны все: федеральные и региональные органы, население, общественность; нужно широкое "климатическое" образование с участием всех - и СМИ, и ВУЗов, и школ.

По тексту Доктрины высказывалось немало критики. Например, о том, что в нем нет цифр и конкретных действий: документ носит чисто концептуальный характер; что не указаны глобальные численные параметры, характеризующие изменение климата, - например, концентрация СО2 в атмосфере или рост средней на планете приземной температуры воздуха. Все это так, но, тем не менее, Доктрина - очень важный базовый документ. Он не подменяет и не дублирует научную печать, но дает научным знаниям официальное оформление[9].

Вместе с тем, данная доктрина представляет собой рамочный документ, который предполагает разработку и осуществления целого комплекса мероприятий на государственном и общественном уровне, с привлечением бизнеса, образовательных учреждений и органов местного самоуправления.

Вопросам реализации Климатической доктрины были посвящены Совещание по вопросам изменения климата, проведенное Президентом России Д. Медведевым 18 февраля 2010 г., в центре которого были вопросы энергоэффективности, и заседание Совета Безопасности России по вопросам изменения климата 17 марта 2010 г., посвященное мерам по предотвращению угроз для национальной безопасности нашей страны в связи с глобальными климатическими изменениями[10]. Участник этого заседания Председатель Совета Федерации Федерального Собрания России С. Миронов, обобщая позицию высшего государственно-политического руководства нашей страны по климатической проблематике в своей лекции для студентов и преподавателей МГИМО(У) МИД России, подчеркнул, что мы "должны быть готовы к любому сценарию развития событий", связанных с изменениями климата[11].

Участники заседания Совета Безопасности России обсудили меры по реализации Климатической доктрины, а также основные направления государственной политики в области климата и адаптации к последствиям его изменения. Президент России Д. Медведев поручил правительству до 1 октября 2010 года утвердить комплекс мер по реализации Доктрины, предусмотрев в нем и разработку необходимых нормативных правовых актов.

В частности, должны быть разработаны и внедрены государственные программы, рассчитанные на смягчение антропогенного воздействия на климат. В том числе потребуется создать новые финансовые и институциональные механизмы, которые будут действовать для отечественных предприятий, поощряя компании, занимающиеся технологической модернизацией. Медведев отметил необходимость, единого центра и единого плана научных исследований, включающий в себя прогнозирование угроз национальной безопасности и эффективные рекомендации по адаптации к изменениям климата, причем как в масштабах всей страны, так и для отдельных территорий и отраслей.

Этот план Медведев потребовал выработать до 1 сентября этого года, а до 1 июля утвердить Стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года и определиться с этапами реализации этой Стратегии.

В своем выступлении на открытии заседания президент отметил, что "Россия, как ответственное государство, будет придерживаться выбранной стратегии, а именно развивать и энергоэффективную экономику, и современные так называемые зелёные технологии, создавать современную энергетику, тем самым одновременно сокращая и выбросы углекислого газа в атмосферу".

Д. Медведев заметил, что Россия пока существенно отстает от развитых стран в мониторинге и прогнозировании изменений климата. Глава государства обратил внимание на то, что наиболее важный для изучения причин и механизмов климатических изменений арктический регион по-прежнему недоступен для непрерывных гидрометеорологических исследований.

Особое внимание было уделено Арктическому региону, который практически недоступен для непрерывных метеорологических исследований, но очень важен с точки зрения наблюдений за климатическими изменениями. "Правительству необходимо в срок до 1 июня рассмотреть вопрос о создании многоцелевой космической системы "Арктика" и формирования подсистем гидрометеорологического и климатического мониторинга", - поручил глава государства.

Президент призвал проверить состояние объектов военной и гражданской инфраструктуры в районах со сложным климатом. Он заявил: "По оценкам, деградация многолетней мерзлоты на севере Западной Сибири и северо-востоке европейской территории России потенциально способна вызвать повреждения строений и коммуникаций".

Не исключены даже международные конфликты, связанные с переделом месторождений энергетических ресурсов. Например, в Арктике. "Уже сегодня приполярные страны принимают активные шаги по расширению своего исследовательского, экономического и даже военного присутствия в зоне Арктики", - подчеркнул глава государства[12].

Следует отметить, что существуют различные точки зрения относительно эффективности и необходимости подобной климатической доктрины. Некоторые ученые настаивают на том, что подписанная президентом климатическая доктрина предполагает адаптацию российской экономики к текущему и ожидаемому изменению климата, а не попытку его преодолеть.

В. Потапов, руководитель группы ученых "ЭМС РСАВ" (Экономические механизмы стимулирования ресурсоэнергосбережения и сокращения антропогенного воздействия), считает, что "в целом представляется странным появление Климатической доктрины России спустя 14 лет после ратификации ею рамочной Конвенции ООН об изменении климата и четырех лет после ратификации Киотского протокола. Подобный аспект лишний раз подчеркивает, насколько "обдуманно" действует наша власть и координаторы международной политики России по этой проблеме в части сохранения приоритетов и национальных интересов России при ратификации международных соглашений".

Что касается системы мер по борьбе с изменением климата, Потапов отметил, что "во-первых, в доктрине не отражен главный фактор России - ее многолетнее донорство по отношению к мировым выбросам парниковых газов. Факт многолетнего донорства России, как страны, обладающей громадными территориями лесов и болот, являющихся поглотителями выбросов парниковых газов других стран, тщательно подавляется псевдонаучными исследованиями, проводимыми представителями других стран, осуществляющими политический заказ.

Во-вторых, методологическими уловками оценки объемов выбросов и поглощения парниковых газов различные страны делают все возможное, чтобы максимально увеличить свои права на выбросы, нивелировать свои фактические выбросы в процессе потребления углеводородов и импортируемой электроэнергии, а также нейтрализовать учет объемов поглощения парниковых газов стран с большими поглотительными ресурсами.

Поэтому декларация мер, изложенных в Климатической доктрине, как политическом документе, практически не может улучшить сложившуюся ситуацию с удельными выбросами и поглощениями парниковых газов на территории Российской Федерации. Важны практические меры. А за 14 лет даже не разработана национальная методология оценки выбросов парниковых газов по хозяйствующим субъектам в энергетике, в промышленности, ЖКХ, лесном и сельском хозяйстве"[13].

М. Козельцев Исполнительный директор Российского регионального экологического центра (РРЭЦ), придерживается мнения, что "климатическая доктрина потенциально нужный документ, но в том случае, когда есть ярко выраженная уверенность, куда и как мы идем. То есть климатическая доктрина, в принципе, должна отражать ясную и главное уверенную позицию по сокращению энергопотребления, увеличению энергосбережения и увеличению доли возобновляемой энергетике в общем энергобалансе страны. То есть все то, о чем говорил Президент Д. Медведев. Тогда доктрина, основываясь на уверенности нашего политического лидера, должна дать точное описание нашей национальной позиции по посткиотскому периоду"[14].

Однако с точки зрения Козельцева, в доктрине не разъясняется точная позиция России. "В доктрине не объясняется, почему не в наших национальных интересах дать российским предприятиям заработать на проектах совместного осуществления. Также не упоминает о том, что делать с российским рынком квот. Он отмечает, что "мировой углеродный рынок достиг оборота 122 млрд долл., а Россия могла бы иметь с этого рынка порядка 1,5 млрд долл.".

Как известно, один из основных механизмов Киотского протокола - торговля квотами на выбросы парниковых газов. Каждая страна, сократив свой "выхлоп", может продать "излишки" другому государству. Например, Германия уже выручила от продажи квот порядка 8 млрд евро, которые могут быть использованы для дальнейшего повышения энергоэффективности. Для сравнения эта цифра сопоставима с объемом средств, которые наша страна планирует в ближайшие несколько лет выделить на развитие нанотехнологий.

Объем накопленных Россией квот за срок действия Киотского протокола с 2008 по 2012 годы, вероятно, превысит шесть миллиардов тонн эквивалента СО2. Однако до сих пор Россия свои квоты не продавала[15]. Подобный подход представляется правильным, поскольку в случае подключения других индустриальных экономик к механизмам регулирования выбросов, цены на квоты могут только вырасти. Должен также сохраняться собственный значительный резерв для обеспечения маневра в ходе модернизации, чтобы выполнение принятых на себя обязательств по сокращению эмиссии не тормозило возрождения российской экономики.

25 апреля 2011 г. Правительство РФ утвердило Комплексный план реализации Климатической доктрины страны на период до 2020 года

Утвержденный план предусматривает мероприятия по таким направлениям деятельности, как:

- разработка и осуществление информационной, социально-экономической и научной политики в области климата;

- принятие оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменению климата;

- принятие оперативных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат; и

- укрепление международного сотрудничества в области изменения климата.

Научные основы климатической проблемы

В 2011-2020 годы планируется внесение изменений в программы социально-экономического развития страны "с учетом климатических рисков, смягчения антропогенных воздействий на климат и адаптации к климатическим изменениям".

Минэкономразвития и Минприроды также отвечают за "распространение знаний об энергосбережении, повышении энергоэффективности и использовании возобновляемых источников энергии как методах решения проблемы антропогенного влияния на климат" и "обеспечение доступа общественности к информации по вопросам изменения климата и его влияния на жизнь человека и общества".

К июлю 2012 года Росгидромет и другие федеральные органы исполнительной власти должны разработать учебные программы и программы подготовки и повышения квалификации кадров в области изменения климата, а также реализовать предложения по созданию единого центра мониторинга, оценки и прогнозирования изменения климата и опасных природных явлений. Документ также упоминает комплексный план научных исследований погоды и климата, разработанный Росгидрометом.

Кроме того, к 2012 году Минэкономразвития и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны разработать модель долгосрочного прогноза выбросов парниковых газов в РФ.

Климатические риски и адаптация

В числе мероприятий по адаптации к изменению климата упоминаются "руководство по разработке отраслевых методик расчета рисков и оценки последствий климатических изменений для формирования отраслевых, ведомственных, региональных и территориальных планов адаптации к изменению климата".

К июлю 2012 года ведомство также должно обеспечить разработку системы критериев, параметров (пороговых значений) и условий климатической безопасности России.

Документ предусматривает ряд мер по минимизации рисков и негативных последствий, связанных с изменением климата, в таких сферах, как здравоохранение, лесное хозяйство, строительство и транспорт, сельское хозяйство, чрезвычайные ситуации природного характера.

Снижение выбросов парниковых газов

Среди мер по смягчению антропогенного воздействия на климат план предусматривает, в частности, разработку и реализацию в 2011-2020 годах межотраслевых стратегий ограничения выбросов парниковых газов. За мероприятия этой группы ответственны МЭР, Минрегион и Минприроды.

В эти же сроки Минэнерго должно обеспечить реализацию мер по ограничению выбросов парниковых газов при генерации энергии из ископаемого топлива, а также по увеличению использования возобновляемых источников энергии для генерации тепла и электричества.

Росатом назначен ответственным за "внедрение инновационных технологий на основе использования атомной энергии", а Минэнерго - за разработку и реализацию "пилотных проектов по сооружению и опытно-промышленной эксплуатации объектов в области энергетики для улавливания и захоронения СО2".

Меры по сокращению выбросов в транспортном секторе включают, в частности, повышение топливной экономичности транспортных средств и увеличение производства автомобилей с гибридным двигателем. До 2013 года Минпромторг и Минэнерго разработают комплекс мер по использованию транспортных средств на альтернативных видах топлива, включая газовое топливо и водородные топливные элементы.

Помимо этого, выбросы парниковых газов планируется ограничить за счет использования энергоэффективного оборудования, внедрения требований к энергоэффективности зданий и сооружений и систем учета потребления энергоресурсов в зданиях, оптимизации ведения работ в лесном секторе и сельском хозяйстве.

Международное сотрудничество

В 2011-2013 годах Росгидромет должен обеспечить совершенствование системы мониторинга климатических изменений и ее интеграцию с международными системами мониторинга окружающей среды. Кроме того, в план включено представление в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) национальных сообщений об осуществлении конвенции и отчетности о выбросах парниковых газов. За это также отвечает метеорологическое ведомство.

Кроме того, Минтрансу до 2015 года поручено разработать и реализовать комплекс мер по ограничению выбросов парниковых газов в гражданской авиации. Участники 37-й сессии ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ICAO) в Монреале в октябре 2010 года достигли соглашения о сокращении с 2020 года объемов выбросов углекислого газа авиационным транспортом.



* * *



По тексту Доктрины высказывалось немало критики. Например, о том, что в нем нет цифр и конкретных действий: документ носит чисто концептуальный характер; что не указаны глобальные численные параметры, характеризующие изменение климата, - например, концентрация СО2 в атмосфере или рост средней на планете приземной температуры воздуха. Все это так, но, тем не менее, Доктрина - очень важный базовый документ. Он не подменяет и не дублирует научную печать, но дает научным знаниям официальное оформление.

Доктрина - это "мостик" между научными знаниями и конкретными действиями.

Президент обязал правительство "руководствоваться положениями Доктрины при проведении государственной политики", а премьер-министр, в соответствии с данным поручением, 30 декабря 2009 г. дал указание министерствам и Российской академии наук подготовить предложения о том, как реализовывать Доктрину.

В основу настоящей Доктрины положен анализ результатов проводимых на территории Российской Федерации и в других регионах Земли исследований климатических изменений и последствий влияния этих изменений на различные сектора экономики, население и окружающую среду... Научное обоснование настоящей Доктрины включает признание способности антропогенного фактора оказывать воздействия на климатическую систему, приводящие к значимым, в первую очередь неблагоприятным и опасным для человека и окружающей среды, последствиям. (Доктрина, раздел I, п. 4).

Такой вывод Доктрины вряд ли бы был возможен 10 лет назад. Потребовались годы исследований, появление фундаментальных работ и обобщающих их докладов. В 2005 г. Росгидромет подготовил Стратегический прогноз изменений климата на период до 2010-2015 гг.[16], а затем очередной Государственный доклад РФ по проблеме изменения климата[17], где была представлена детальная информация о наблюдаемых и прогнозируемых эффектах. После этого в 2008 г. ученые из всех научных учреждений Росгидромета и РАН подготовили двухтомный доклад, где в первом томе говорится об изменении климата, а во втором - о его воздействии на природу, человека и отрасли экономики[18]. Именно этот труд лег в основу Доктрины. В нем детально рассмотрено, как сейчас человек воздействует на климат. Там же показано, что, с одной стороны, модели прогноза климата неплохо воспроизводят ситуацию, а, с другой, это возможно только при детальном учете антропогенного воздействия.



Стратегической целью политики в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз (Доктрина, раздел II, п. 6).

В Доктрине подчеркивается, что целью является не сохранение климата как такового, а благополучие человека: "не человек для климата, а климат для человека". Пока проблема не стала угрожающей, пока есть все шансы снизить выбросы парниковых газов до безопасного предела и избежать катастрофических ситуаций, не предполагается ничего делать в ущерб человеку и экономике страны. Но подход к нуждам человека и экономики должен быть гораздо шире сиюминутных эгоистических интересов. Сюда, конечно, должно быть включено и сохранение природы.



Интересы Российской Федерации, связанные с изменениями климата, не ограничиваются её территорией и носят глобальный характер. ... К опосредованным воздействиям климатических изменений относится их влияние на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных, в том числе продовольственных и водных, ресурсов и снижения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах Российской Федерации и за её пределами (Доктрина, раздел II, п. 8).

Как мы видим, угрозы таятся далеко не только в температуре или количестве осадков. Вопрос гораздо шире и сложнее. От изменений климата будут страдать, прежде всего, страны, испытывающие недостаток пресной воды. Во второй половине XXI века, если выбросы не снижать, треть населения планеты, или более 3 млрд человек, будут страдать от недостатка воды - в частности, в широкой "полосе" от Испании и Марокко до западных границ Китая. Условия их жизни станут очень тяжелыми, и вероятна массовая миграция населения.

Часто спрашивают, это катастрофа или нет? Для планеты в целом, конечно, так говорить нельзя: человеку как виду не грозит вымирание. Но это катастрофа для жителей многих малых островных государств, ведь их родина исчезнет. Для России это тоже не катастрофа, но трагедия для людей, пострадавших от клещевого энцефалита. Увы, более мягкая весна и зима ведут к росту численности этих членистоногих и более широкому распространению тяжелой болезни - причем, в ряде центральных областей России, включая Московскую, где раньше клеща почти не было.

Изменения климата многообразны и проявляются, в частности, в изменении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения динамики наблюдаемых изменений климата. (Доктрина, преамбула)

Доктрина нацеливает на изменение частоты и силы климатических аномалий и экстремальных явлений. График роста числа опасных явлений был представлен выше при рассмотрении причин нынешнего изменения климата. Рост более чем в 2 раза за 15 лет впечатляет, но еще больше пугает прогноз - продолжение тенденции и двукратный рост в ближайшие 10-15 лет.

Нередко встречаются утверждения, что люди не видят опасных явлений. Действительно, там, где живет большая часть населения России, опасных явлений относительно немного. Но Сибирь и Дальний Восток дают более половины явлений. Затем идут Южный и Приволжский округа, в то время как густонаселенный Центр, Северо-запад и Урал более благополучны.



Какие климатические воздействия признаны главными?

К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся (Доктрина, раздел IV, п. 27):

- повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых социальных групп населения;

- рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы - в других;

- повышение пожароопасности в лесных массивах;

- деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций;

- нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;

- распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;

- увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населённых пунктов.

Как видим, на первом месте значится здоровье населения. Вероятно, воздействие "скачков" погоды ощущает на себе каждый, но для больных людей это многократно хуже, особенно для страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Во время жары, при увеличении максимальной дневной температуры на 100С смертность от отдельных причин возрастает в два раза, а общая смертность - на 8%[19].

Наводнения и засухи собраны вместе - это как бы две стороны "медали" более неустойчивого климата. Здесь ущерб очевиден. Сухая и жаркая погода, в свою очередь, ведет к риску лесных пожаров. Сначала эта проблема коснется южных районов Западной Сибири и Урала, но к 2050 г. пожароопасность начнет существенно расти и на огромных таежных просторах Якутии и севере Европейской части России.

Составлены карты риска для зданий и сооружений в зоне вечной мерзлоты. Конечно, там живет относительно небольшая часть населения, но ведь это около 60% территории страны. Есть уже немало случаев разрушения зданий: например, в прошлом году обрушилось здание Геологоразведочного управления в Якутске.



К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемых изменений климата.... относятся (Доктрина, раздел IV, п. 28):

- сокращение расходов энергии в отопительный период;

- улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения;

- улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определённых мер);

- повышение продуктивности бореальных лесов.

Конечно, для такой северной страны, как Россия, рост температуры может приводить и к положительным эффектам. Но заметьте разницу в формулировках: отрицательные последствия указаны выше без сомнений и оговорок, а положительные названы "возможными" и "при выполнении ряда требований и условий". Ими надо еще суметь воспользоваться. Действительно, отопительный сезон может стать на 3-5 дней короче, но не каждый год. В один год все будет, например, без изменений, в другой станет холоднее, и отопительный сезон увеличится на пять дней, но зато в третий год снова будет тепло, а отопительный сезон станет на 20 дней короче. То есть, в среднем получается, что сезон укорачивается на пять дней. При этом тепло может чередоваться с холодом, и энергетикам потребуется немало усилий, чтобы гибко реагировать на ситуацию.

Какие задачи ставит Доктрина?

Основными задачами политики в области климата являются (Доктрина, раздел III, п. 18):

- укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата...;

- разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;

- разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;

- участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

То есть, переводя с официального языка на общедоступный, нужно понимать, что происходит, и иметь максимально достоверные прогнозы; нужно адаптироваться к новым условиям, снижать выбросы парниковых газов (именно это означает термин "смягчение воздействия") и действовать сообща, всем миром.

Как же предлагается снижать выбросы?

Российская Федерация максимально концентрирует усилия на снижении антропогенных выбросов парниковых газов и увеличении их абсорбции поглотителями и накопителями. С этой целью предусматривается реализовать меры, обеспечивающие (Доктрина, раздел III, п. 23):

- повышение энергетической эффективности во всех секторах экономики;

- развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии;

- сокращение рыночных диспропорций, реализацию мер финансовой и налоговой политики, стимулирующих снижение антропогенных выбросов парниковых газов;

- защиту и повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов, включая рациональное ведение лесного хозяйства, облесение и лесовозобновление на устойчивой основе.

Все до крайности скучно, и совершенно ничего экзотического не требуется. Львиная доля наших выбросов парниковых газов исходит от сжигания угля, газа и нефтепродуктов (справочные данные даны ниже в Приложении). Значит, необходимы "просто" экономия топлива, энергии и тепла и развитие возобновляемой энергетики[20]. Термин "защита и повышение качества поглотителей" означает охрану и восстановление лесов. Не нужно ни изобретать термоядерные станции, ни смещать орбиту Земли, ни строить вокруг нее сульфатных экранов. Журналисты, да и все мы, обычно любим экзотические решения и что-то совершенно новое, что спасет мир. К счастью, этого не нужно.

Но "не нужно" кому - только России, которая менее уязвима к ударам изменений климата, или всему миру? Как быть с наиболее уязвимыми странами?

Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся странам, в том числе наиболее уязвимым по отношению к отрицательным последствиям изменений климата, в реализации мер по адаптации и смягчению негативных последствий изменений климата. (Доктрина, раздел III, п. 25).

Приведем только один пример: на картах России, которые вы обычно видите, ниже, в Средней Азии, есть Аральское море. Но на самом деле его уже нет. Река Амударья давно до него не доходит вовсе, а с помощью небольшого количества воды второй реки - Сырдарьи - удается спасти лишь маленькую северо-восточную часть бывшего моря, порядка 5%. Конечно, главная причина усыхания Арала - это ужасная практика использования воды еще во времена СССР. Но по оценкам ученых, изменение климата тоже внесло сюда свой вклад - порядка 20% от общего эффекта[21].

Ледники Тянь-Шаня и Памира сокращаются, паводки становятся более резкими - сильными и короткими, что ведет к большим потерям воды. Кроме того, разрушаются дороги и мосты, растет опасность селей и оползней. Неблагополучна ситуация со здоровьем населения. Самим странам Средней Азии, особенно горным, с этой бедой не справиться: нужна помощь мирового сообщества, и России, вероятно, нужно становиться лидером.



Россия твердо высказалась за новое международное соглашение по проблеме изменения климата, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу. В декабре 2009 г. в Копенгагене Дмитрий Медведев вместе с другими лидерами ведущих стран подготовили политический документ - Соглашение. "За" участие в Копенгагенском соглашении в 2010 г., уже после конференции, высказались абсолютно все крупные страны - и развитые и развивающиеся. Так что у мира есть неплохая перспектива совместных действий, но они предусматривают не только снижение выбросов в самих странах, но и помощь наиболее слабым и уязвимым.

Кто должен действовать?

Субъектами реализации политики в области климата являются (Доктрина, раздел IV, п. 39):

- федеральные органы государственной власти;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- организации, включая общественные организации (объединения);

- средства массовой информации;

- домашние хозяйства.

Авторы Доктрины понимают, что одних лишь усилий властей федерального уровня недостаточно. Нужно активное участие регионов и местного самоуправления, которые смогут убедить (или даже заставить) бизнес делать то, что нужно на перспективу, а не то, что сию секунду приносит максимальную прибыль. Без усилий общественности и поддержки СМИ тоже не обойтись, а ее-то у нас пока нет. Телевидение и интернет-сайты предпочитают обсуждать мифы о климате, а не давать серьезную и взвешенную информацию о проблеме.

Не забыты в Доктрине и домашние хозяйства[22]. Заметим - авторы понимают, что одним "рублем" дело не решишь. Конечно, тарифы за электроэнергию, воду, тепло растут и будут расти, люди будут экономить ради денег, но этого недостаточно: нужно внутренне считать себя ответственным за свой город, свою страну и в данном случае за всю планету. Вы не бросаете мусор на обочину дороги не потому, что вас могут оштрафовать. Вы, вероятно, понимаете, насколько это плохо, что это осудят окружающие, ваши друзья. Так же должно быть и с энергией и теплом.

Ясность и информационная открытость политики в области климата необходимы на всех уровнях.... поскольку, с одной стороны, изменения климата сказываются на социальных факторах (изменение условий комфортного проживания и предпочтений населения при выборе места жительства, изменения на рынке труда и другие факторы), а с другой - поведенческие факторы населения существенным образом влияют на потенциал осуществимости и эффективность мер по адаптации и смягчению антропогенного влияния на климат. (Доктрина, раздел II, п. 13):

И снижение выбросов в результате экономии электроэнергии, тепла, воды, газа, и успех мер по адаптации зависят от нас с вами. Без активного участия местного населения в мерах по помощи "природе" ни экологи, ни власти не смогут достичь успеха. Приведем лишь один пример успешной работы.

На Чукотке резкое сокращение морских льдов отрезало белых медведей от традиционной добычи - тюленей. В результате медведи были вынуждены не только преодолевать большие пространства открытой воды, что часто приводит к гибели животных, но и искать другие источники пищи. Такой альтернативной добычей являются, в частности, моржи. Однако часто медведи выбирают путь "наименьшего сопротивления" и идут в поисках новой добычи в поселки и на помойки. Например, в поселках Рыркайпий, Мыс Шмидта и Ванкарем жители подверглись целому нашествию медведей. Появились и жертвы, в том числе людские. Совместно с населением WWF создал бригады "Медвежий патруль"[23].

"Медвежий патруль" предпринял ряд простейших упреждающих мер. Охотникам были розданы резиновые пули, чтобы можно было не убивать, а отгонять медведей. Для предотвращения "осеннего нашествия" на село Ванкарем останки моржей, погибших в силу естественных причин рядом с селом, были вывезены навстречу медведям. Организация такого "кормового пятна" помогла остановить медведей в 10 км от села и резко уменьшить число конфликтных ситуаций между хищниками и людьми.

Не забыта в Доктрине и деятельность, которой очень много занимается WWF - популяризация научных знаний и воспитание экологической культуры.

Осведомлённость всех заинтересованных сторон... населения, по вопросам изменений климата и их влияния на жизнь человека и общества и окружающую среду является одним из важнейших факторов успешного формирования и эффективной реализации политики в области климата в интересах нынешнего и будущих поколений. Приоритетными направлениями такой политики являются объективное информационное освещение проблем, связанных с изменениями климата и их последствиями, включая популяризацию научных знаний в этой области, в том числе с помощью средств массовой информации, а также воспитание у населения Российской Федерации экологической культуры (Доктрина, раздел V, п. 37):

Однако авторы Доктрины хорошо себе представляют реальную ситуацию. Проблемы с непониманием проблемы изменения климата - это не только нежелание СМИ грамотно освещать новый и сложный вопрос, не скатываясь в область мифов и катастрофических прогнозов. Это и противодействие бизнеса, во всяком случае его части, которой совершенно не выгоден переход на новые технологии.

Конфликт интересов наглядно виден на примере двух крупных нефтяных компаний. "BP" решила стать лидером зеленого движения в бизнесе, она развивает производство биотоплива - например, солярки с 15%-ным содержанием рапсового масла, она вкладывает средства в солнечную энергетику, активно внедряет внутри самой компании меры по энергосбережению и т.п.[24]

Противоположность этому - "Exxon Mobile". Компания делает ставку на сохранение существующей очень выгодной ей ситуации и не тратит лишних денег на экологию[25]. Вместо этого она спонсирует американский Институт Катона (Cato Institute), активно критикующий действия США по проблеме климата. Сотрудником института с 2006 г. является Андрей Илларионов, бывший помощник президента России по экономическим вопросам, а сейчас ярый критик антропогенной причины изменения климата и всех действий правительства[26].

У разных представителей бизнеса всегда были и будут свои интересы, но баталии должны вестись вокруг конкретных экономических мер, предлагаемых правительством или экологами. Нежелание подчиняться и выполнять те или иные меры не должно переноситься в область климатической науки как таковой. Но в бизнес-лоббизме правила иные, и люди, подобные Андрею Илларионову, не гнушаются никакими средствами, включая и попытками "подрыва" в СМИ очевидных научных основ наблюдаемых климатических процессов.

Заключительный параграф Доктрины посвящен последующим практическим шагам (об этом уже говорилось выше во введении, см. врезку "Процесс разработки Климатической доктрины России").

Реализация политики в области климата предполагает разработку на её основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий. (Доктрина, заключительный параграф).



В России появился План действий по выполнению Климатической доктрины

Этот документ появился спустя полтора года после подписания Климатической доктрины. Он рассчитан на 2011-2020 годы и будет ориентиром для Минэкономразвития при разработке прогнозов территориального, ведомственного и отраслевого развития с учетом климатических рисков, задач по снижению выбросов парниковых газов и проблем адаптации к изменениям климата. Постановление правительства, утвердившее Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ, не предполагает финансирования и кадровой поддержки плана.

Этот документ рассчитан на 2011-2020 годы и будет ориентиром для планов и прогнозов территориального, ведомственного, отраслевого развития с учетом климатических рисков, задач по снижению выбросов парниковых газов и проблем адаптации к изменениям климата. Распоряжение правительства, утвердившее Комплексный план реализации Климатической доктрины РФ, не предполагает финансирования и кадровой поддержки плана.

К сожалению, текст Комплексного плана реализации Климатической доктрины отсутствует на сайте правительства, хотя Распоряжение правительства на него ссылается как на "приложенный документ". Климатический Секретариат РСоЭС уже не первый раз сталкивается с невозможностью найти в официальных источниках документы, касающиеся практической реализации климатической политики. Это в полной мере характеризует чрезвычайно низкую степень информационной открытости и непонимание официальными структурами общественной значимости принимаемых ими же решений.

Пока нам остается в большей степени комментировать сам факт появления такого документа, а не его содержание.

Российские общественные организации считают, что такой План действий должен включать разработку "дорожной карты" снижения выбросов ПГ в целом на 80% к 2050 г. от уровня 1990 г. Из косвенных источников известно, что этого в Плане нет.

Комплексный план реализации "Климатической доктрины РФ до 2020 года" был утвержден Распоряжением правительства от 25 апреля 2011 года. С момента вступления в силу самой доктрины (декабрь 2009 года) прошло почти полтора года. План, состоящий из 31 одного пункта, по словам руководителя климатической программы российского WWF Алексея Кокорина, год составлялся и еще полгода "утверждался правительством". "Даже против этого варианта было большое сопротивление.

План предполагает, что с 2011 по 2020 год Минэкономики будет вносить изменения в долгосрочные макроэкономические прогнозы РФ "с учетом климатических рисков, смягчения антропогенного воздействия на климат и адаптации к климатическим изменениям". Уже в 2011 году Минприроды, ответственное и за реализацию самого плана действий, должно подготовить "руководства по разработке отраслевых методик расчета и оценки" последствий изменения климата - для выработки отраслевых, ведомственных, региональных и территориальных планов адаптации. То же, вместе с комплексом предупреждающих мер, должны сделать Минздрав в отношении распространения "инфекционных и паразитарных болезней", Рослесхоз - в отношении лесов и торфяников, Минрегион - в отношении инфраструктуры, "в связи со смещением к северу южной границы зоны многолетней мерзлоты", Минсельхоз - в отношении урожайности, а Росгидромет - в отношении осадков и уровня Мирового океана.

"Оперативные меры" растянуты на 2011-2020 годы. Но экологи и бизнесмены рады этому, ибо появилась возможность что-то делать в регионах беспрепятственно.


_______________

[1] Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. N 861-рп) / Официальный сайт Президента России / Эл. ресурс / http://www.president.kremlin.ru/news/6365

[2] Ряд ученых считают, что "Конференция (в Копенгагене) закончилась наиболее слабым результатом из возможных, наихудшим и прогнозировавшихся. См.: Итоги климатической конференции ООН в Копенгагене. 5 января 2010 г. / Эл. ресурс / "Российский социально-экологический союз" / http://www.rusecounion.ru

[3] Кокорин А. Климатическая доктрина России. Комментарии WWF / akokorin@wwf.ru

[4] См. подробнее: http://news.kremlin.ru/transcripts/6914

[5] Там же. С. 11.

[6] См. подробнее: http://news.kremlin.ru/transcripts/6914 С. 10.

[7] Там же. С. 12.

[8] Там же. С. 16.

[9] Кокорин А. Климатическая доктрина России / Вся Европа / http://www.alleuropa.ru

[10] Совещание по вопросам изменения климата 18 февраля 2010 г. / Официальный сайт Президента России / Эл. ресурс / http://www.president.kremlin.ru /news/6914; Заседание Совета Безопасности России по вопросам изменения климата 17 марта 2010 г. / Официальный сайт Президента России / Эл. ресурс / http://www.president.kremlin.ru/news/7125

[11] Миронов С.М. "Вызовы глобального изменения климата и возможные ответы России на них"/Выступление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России С.М. Миронова перед студентами и преподавателями МГИМО(У) МИД России 1 апреля 2010 г.

[12] Заседание Совета Безопасности России по вопросам изменения климата 17 марта 2010 г. // Официальный сайт Президента России / Эл. ресурс / http://www.president.kremlin.ru/news/7125

[13] Комментарии.ру / Эл. ресурс / http://kommentarii.ru/comment.php?f= 3&t=2593&p=27344

[14] Комментарии.ру / Эл. ресурс / http://kommentarii.ru/comment.php?f= 3&t=2593&p=27299

[15] РФ хочет сохранить продажу квоты на выброс парниковых газов // РИА Новости, 15 декабря 2009 г. / Эл. ресурс / http://eco.rian.ru/business/ 20091215/199300111.html

[16] Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России. М.: Росгидромет, 2005. С. 28.

[17] Четвертое Национальное сообщение Российской Федерации по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотскому протоколу. М.: Росгидромет, 2006. С. 164 / www.unfccc.int

[18] Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. М.: Росгидромет, 2008 / www.climate2008.igce.ru

[19] Ревич Б.А., Шапошников Д.А. Высокие температуры воздуха в городах - реальная угроза здоровью населения / В сб.: "Изменение климата и здоровье населения России в XXI веке" // Российская академия медицинских наук. М.: АдамантЪ. С. 175-184.

[20] Более подробная информация имеется в проекте Государственной программы по энергоэффективности, а также в докладе: "Энергоэффективная Россия. Пути снижения энергоемкости и выбросов парниковых газов" McKinsey& Company. 2009. www.mckinsey.com

[21] Россия и сопредельные страны: экологические, экономические и социальные последствия изменения климата. WWF России, Oxfam, М. 2008. С. 64 / www.wwf.ru

[22] См., например, http://www.energosber.info/ - сайте об энергосбережении, сделанном Министерством энергетики РФ. Там есть изображения разных комнат квартиры, где можно щелкать на каждый электроприбор, счетчик "калькуляторы экономии", советы по выбору оборудования и многое другое.

[23] Свидетельства местных жителей об изменении климатических условий на Чукотке и о работе бригад вы можете посмотреть специальные видеоролики, подготовленные WWF России.

[24] Более подробную информацию, в том числе "Энергетический калькулятор для каждого" (на английском языке) см. на - http://www.bp.com/iframe.do?categoryId= 9027929&contentId=7050956. Увы, пока нет версии для России. Аналог калькулятора для нашей страны имеется на http://www.energosber.info/ - сайте об энергосбережении, сделанном Министерством энергетики РФ. Там есть изображения разных комнат квартиры, где можно щелкать на каждый электроприбор, счетчик "калькуляторы экономии", советы по выбору оборудования и многое другое.

[25] На сайте http://www.exxonmobil.com/Corporate/about.asp вы найдете лишь дежурное упоминание об экологии, причем далеко не на первом месте.

[26] См. www.cato.org и http://ru.wikipedia.org/wiki/Илларионов_А

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован