А.А. Кокошин о «Вестфальской системе»

(Из статьи А.А.Кокошина «Конституция Российской Федерации и проблемы обеспечения реального суверенитета России в современном мире // Вестник Российской академии наук. Том 84, № 12, 2014)

Вестфальские мирные договоры 1848 г. (подписанные в Мюнстере и Оснаабрюке) были действительно важным этапом формирования идеи суверенитета в системе межгосударственных отношений. Но они не были началом современной системы мировой политики, не были ее основанием, ибо эта система складывалась под воздействием других не менее важных событий последующей европейской и мировой истории[1].

В результате Вестфальского мира значительно усилился реальный суверенитет таких победителей в «тридцатилетней войне», как Франция и Швеция. Франция и Швеция, утвердив принцип суверенитета применительно к 300 германским государствам, стали активно вмешиваться в политическую жизнь в Германии. (Для Швеции эти возможности закончились после ее поражения в Северной войне (1700-1721) от России (превратившейся в Российскую империю (1721 г.), в результате чего  Шведское королевство из великой державы стало одним из государств второго ряда в Европе.) Внутри Германии за счет более мелких государств усилили свою роль такие государства, как Бранденбург-Пруссия, Бавария и Саксония. К середине XVIII в. Пруссия, обладая сравнительно небольшой территорией и населением, но при этом имея значительную военную мощь, высокопрофессиональную армию, превратится в одну из великих держав Европы (хотя термин «великая держава» был узаконен позднее, в результате Венского конгресса 1814-1815 гг.).

В результате Вестфальских мирных договоров немецкие князья получили суверенное право вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными державами, объявлять войну и заключать мир. При этом делалась оговорка, что германские независимые государства не будут вести внешнеполитическую деятельность, направленную против потерпевшей поражение в «Тридцатилетней войне» империи. Но эта оговорка почти не имела практического значения[1].

Важную роль в формировании концепта суверенитета играл более ранний Аугсбургский мирный договор 1555 г. В духе идей Реформации Мартина Лютера Аугсбургский договор сделал власть германских князей независимой прежде всего от Католической церкви, активно претендовавшей на протяжении столетий на наднациональную не только духовную, но и светскую власть. Аугсбургский мирный договор был подтвержден Вестфальским миром, однако при этом у князей было отнято право выбора религии для своих земель[2]. Франция получила по Вестфальскому миру Эльзас (кроме Страсбурга), и был подтвержден ее суверенитет над Мецем, Тулем и Верденом. Швеции досталась часть Померании, секуляризованные епископства Бременское и Верденское, Времар. Бранденбургу достались также секуляризированные епископства Гальберштадское, Минденское и Каминское[3]. Папа Иннокентий I протестовал против секуляризации владений церкви, но его протесты были проигнорированы.

Полную независимость от Империи получила Швейцария. Была закреплена независимость такого государства, как Нидерланды.

Особая роль Франции и Швеции в соответствии с Вестфальскими договорами была закреплена тем, что они были определены гарантами условиях выполнениях этих договоров.

Как отмечает Т.В. Зонова, принципы невмешательства во внутренние дела и территориальной целостность не были частью Вестфальской системы. Они были сформулированы значительно позже. Мюнстерским и Оснаабрюкским договорами предусматривалось, что в случае нарушения их положений Франция и Швеция могут вмешаться в дела императора Священной Римской империи. Император же сохранял за собой право смещать суверенных правителей княжеств, совершивших противоправные действия[1]. Вестфальская система, отмечает Зонова, не закрепила и принципа суверенного равенства государств, как считают некоторые авторы[2]. Впоследствии, на Венском конгрессе 1814-15 гг. было юридически закреплено именно неравенство государств, среди которых были выделены, как уже отмечалось выше, великие державы. В их числе оказались Российская империя, Австрийская империя, Великобритания, Пруссия, а также Франция, которую державы-победительницы не исключили из великих держав, не лишили ее высокого уровня субъектности в европейской и мировой политике того периода истории.

Наполеон серией своих военных побед и политических решений фактически ликвидировал суверенитет подавляющей части германских государств, сделав их де-факто вассалами Французской империи. В 1806 г. Наполеон ликвидировал и Священную Римскую империю.

Окончательное поражение Наполеона в 1815 г. в значительной мере восстановило суверенитет германских государств.

После поражения Наполеона участники Венского конгресса сознательно уменьшили число германских государств (их стало немногим более 30, и они вошли в новую общность – Германский Союз). Как отмечает Г.Киссинджер, эта конфедерация была «гениальным творением» – «она была слишком слаба для того, чтобы угрожать соседям, но слишком сильна для нападения на нее Франции»[3]. Так был реализован один из главных принципов системы Венского конгресса – принцип обеспечения политического равновесия.

В целом деятельность основных участников Венского конгресса была нацелена на установление такого политического равновесия, которое минимизировало бы вероятность возникновения в Европе разрушительных войн, подобных войнам, которые велись с революционной Францией, а затем с Наполеоном. Идея политического равновесия в мировой политике, формирования и поддержания, в том числе, различных балансов сил весьма актуальна и в современных условиях. Решающую роль в этом играли и играют государства, обладающие реальным суверенитетом и высокой степенью субъектности.

[1] Филатов А. Вестфальская система как мифологема. – Сайт «Национальные интересы» – [электронный ресурс] http://www.nj-journal.ru/rez/b9efe513. Дата обращения – 04.03.2014.

[2] Бахрушин С.В., Сказкин С.Д. Дипломатия в XVII веке. – в кн. История дипломатии. Под ред. В.П. Потемкина. Том 1. М.: ОГИЗ, 1941. С. 211.

[3] Вестфальский договор. – Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгаухза и И.А. Ефрона. Том VI. СПб.: Типография И.А. Ефрона, 1892. С. 122.

[4] Там же.

[5] Зонова Т.В. Вестфальская система // Вестник МГИМО – Университета, 2008. № 1.

[6] Там же.

[7] Киссинджер Г. Дипломатия. Пер. с англ. – М.: Ладомир, 1997. С. 69.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован