Эксклюзив
Кокошин Андрей Афанасьевич
28 мая 2015
1540

Андрей Кокошин: Политика как борьба за власть и как средство решения проблем общества

Даже не обращаясь к авторитетам выдающихся мыслителей прошлого и

настоящего, можно констатировать — политика как общественный феномен

имеет, как минимум, двойственную природу. С одной стороны, политика

есть борьба за власть и влияние — за получение власти, ее сохранение и

приумножение, за приращение властных прерогатив и пространственных

масштабов власти. С другой стороны, политика как власть является

средством решения проблем, стоящих перед обществом, таких как

обеспечение внешней и внутренней безопасности граждан, их

благосостояния и пр. (Часто, парадоксальным образом, политика — это

способ решения проблем, порожденных самой политикой, но предыдущего

исторического периода.) Так что действительно, как справедливо отмечал Ф.

М. Бурлацкий, «в центре самого представления о политике лежит понятие

власти». Однако еще раз отметим, что речь по крайней мере идет о двух

ипостасях власти и, соответственно, политики.

Со времен древности наши теоретические знания мало приумножились

в объяснении такой стороны политики, как борьба за власть, за

доминирование одного человека над другим. Нет никаких сомнений в том,

что природа и «анатомия» власти остаются в числе наименее познанных

явлений общественной жизни, хотя этот вопрос является одним из

важнейших в функционировании каждого отдельного современного

общества, государства и мирополитической системы в целом. Но при этом

за последние 30-40 лет наблюдается рост прикладных «политических

технологий», употребляемых на самых разных уровнях в борьбе за

завоевание власти, за ее удержание и преумножение. «Политтехнолог» стал

неотъемлемой частью прежде всего предвыборных кампаний, наряду с

социологами-прикладниками («поллстеры»), «имиджмейкерами» и т.п.

Определяемая как социальными условиями, так и «природой человека»,

борьба за власть имеет место на всех уровнях все более усложняющейся

социальной иерархии. Более того, она присутствует как во внутренней жизни

общества и государства, так и в политике, проводимой государствами или

другими субъектами исторического процесса на международной арене. Эта

борьба может принимать самые крайние, деструктивные формы с

использованием оружия и насилия, приводить к крупным человеческим

жертвам, исчисляемым десятками миллионов, а в современных условиях при

наличии оружия массового поражения (и при явном «возвращении» ядерного

фактора в мировую политику) — значительно больше.

Стремление к власти отдельного политика (или политических групп,

сил) в реальных условиях, к сожалению, может быть самоцелью. Но оно

может и диктоваться желанием добиться с помощью власти иных целей, и

власть рассматривается преимущественно как средство их достижения.

Такими целями могут стать банальная нажива (в чем мы убеждались на

примере латиноамериканских или африканских правителей), радикальное

переустройство общества (как в случае с большевиками в России или

коммунистами в Китае), возможно, честолюбивое желание индивидуума

оставить след в истории или компенсировать фиаско в других сферах своей

жизни (или компенсировать те или иные реальные или воображаемые

физические недостатки). И все же власть для многих политиков

представляется исключительно привлекательной сама по себе, ради тех

ощущений, которые она приносит. Это свойство не только отдельных

государственных руководителей, политиков или сравнительно узких

политических групп, но и широких политических элит, стремящихся

обеспечить себе психологическую позицию превосходства над политиками,

политическими элитами других государств. Один из наиболее ярких

примеров — мироощущение превосходства английских правящих кругов в

период правления королевы Виктории, когда Британская империя достигла

пика своего могущества.

С развитием гражданского общества и политических институтов

«самоценность власти» все больше становится объектом различного рода

пропагандистской маскировки, камуфляжа. Это обусловлено возросшей

ролью этических и нравственных факторов в политическом процессе.

Следовательно, категории морали и этики должны быть неотъемлемой

составной частью рассмотрения и оценки как политических явлений, так и

самих политиков.

Сохранение власти, обеспечение реальных прерогатив связаны с

необходимостью понимания и учета частных интересов различных

могущественных и влиятельных организаций, групп и индивидуумов. Эти

силы способны активно вмешиваться в процесс принятия решений,

блокировать многочисленными способами начинания власти, снижать ее

КПД во внутренней и внешней политике. Мало того, ожесточенное

противостояние с такими факторами политического процесса чревато

утратой властных полномочий государственными руководителями, утратой

ими позиций во властных структурах, а в экстремальных вариантах может

стоить жизни. Не столь далекие примеры этого — убийство сначала

Президента США Джона Ф.Кеннеди (1963), а через несколько лет его брата

Роберта, уверенно шедшего к тому, чтобы стать главой Белого дома в

результате выборов 1968 года.

Можно с полным правом утверждать, что доминирующая тенденция в

развитии политических институтов, институтов государства на протяжении

длительного периода направлена на то, чтобы усилить возможности

политики в обеспечении внутренней и внешней безопасности, социальных,

культурных, экономических задач, в принятии решений, отвечающих

интересам большей части населения государства. Эта тенденция развивалась

и развивается непрямолинейно и неравномерно. В современных условиях

список задач политики пополнился относительно новыми и, увы, не менее

сложными проблемами, такими как охрана окружающей среды,

предотвращение пандемий, предотвращение техногенных и природных

катастроф и борьба с их последствиями и др.

Достижение оптимального баланса между двумя основными сторонами

политики — борьбой за власть и возможностью решать проблемы, стоящие

перед обществом, — исключительно сложная и, наряду с другими,

первостепенная задача как теоретического, так и сугубо прикладного плана,

имеющая и очень важное морально-этическое измерение… Важными

современными критериями такой оптимальности могут служить, в частности,

поступательное экономическое развитие данного общества и государства,

формирование современной структуры ВВП конкретной страны, растущее

удовлетворение социальных потребностей населения (по крайней мере

подавляющей его части) в условиях внутренней стабильности и

национальной безопасности. Достигается это различными, но максимально

экономными способами, включая умелое и успешное использование

дипломатических рычагов, возможностей разведки и «мягкой силы», если

говорить о политике на международной арене. Соответственно, от того, как

обеспечивается такой баланс между двумя сторонами политики, зависит

степень доверия общества, избирателей к тем или иным конкретным

государственным руководителям, политикам, институтам государства и

политической системы в целом.

Изучение особенностей поведения различных государственных

деятелей или политиков говорит о том, что отнюдь не всегда их способность

приобретать и удерживать власть, расширять свои властные прерогативы

трансформируется в способность решать проблемы общества, повышать вес

и запас прочности государства в мировом окружении. Бывает и так, что

малая эффективность политики, направленной преимущественно на

удержание власти и на расширение ее прерогатив, а не на решение проблем

социума, в конечном итоге ведет к ослаблению (и даже краху) руководства,

пусть и добившегося большой концентрации власти в своих руках.

Такой крах постиг, в частности, прямых наследников китайского лидера

Мао Цзэдуна во главе с его вдовой Цзян Цин (т. е. «банду четырех»). В 1970-

е в результате их краха экономические, политические, идеологические,

социальные процессы в Китае радикально изменились; через определенный

промежуток времени они привели к системной трансформации китайского

общества и политики государства.

(Глава 1 из книги А.А. Кокошина «Политика как общественный феномен:

Формы и виды политики, ее акторы, взаимоотношения с идеологией, военной

стратегией и разведкой. Издание третье, исправленное и дополненное. М.:

Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован