30 ноября 2010
11139

Андрей Нещадин: Все попытки увеличить платежеспособность граждан ни к чему не приведут

В Миассе представителям муниципалитетов из разных регионов специалисты Минрегионразвития РФ дали мастер-класс по написанию комплексных инвестпланов (КИПов). Во время семинара руководству городов рассказали, какие задачи следует решать в первую очередь и каким образом можно заполучить дополнительные средства в местные бюджеты. Своим мнением по этим вопросам поделился заместитель генерального директора Научно-благотворительного фонда "Экспертный институт", сотрудник департамента развития регионов и муниципальных образований Минрегионразвития РФ Андрей Нещадин. На семинаре эксперта побывал и корреспондент "УралПолит.Ru"

Предметом обсуждения между представителями муниципальных властей стала ситуация в моногородах. Моногород - это один из видов муниципальных образований, критерии которого довольно условны. "Мы играем в довольно непонятную игру, нет понятия города, поселка городского типа или села, - признался Андрей Нещадин. - В советское время были СНиПы, которые определяли количество больничных коек, мест в детских садах и иные показатели для каждого населенного пункта. Сейчас таких показателей нет". Собеседник привел пример: в Приморском крае есть город с населением 150 человек, а в Краснодарском крае есть станица численностью 80 тысяч человек.

Эксперт в своем докладе обрисовал довольно пессимистичную картину для государства. "До 2015 года бюджет будет дефицитным, - заявил Андрей Нещадин. - А все попытки увеличить платежеспособность граждан ни к чему не приведут из-за постоянного роста тарифов. В ближайшие годы стоит ожидать обеднение большинства населения, за счет этого увеличатся доходы т.н. "среднего класса". Задачей сегодня, по мнению докладчика, является выведение города на возможность самостоятельной жизни. "Очень мало городов, где муниципалам оставили 50 % НДФЛ, в большинстве случаев городам оставляют 30 % от налога на доходы физлиц, - отметил директор фонда. - Без подъема бюджета положение муниципалитетов будет очень тяжелым. Из многих городов население нужно просто вывозить".

До современного российского города может доходить порядка 800 различных программ - региональных, местных, ведомственных и прочих. И большинство вариантов развития либо дублируются, либо совершенно не соприкасаются. "КИПы нужно писать с точки зрения подъема заработной платы работникам и увеличения поступлений в бюджет, - отметил Андрей Нещадин. - Кажется, что инвестпрограммы пишутся для реализации в воздухе. Предлагается запускать производства, которые невозможно обеспечить кадрами".

Докладчик уверен, что помощь должна идти по крупным городам, где могут быть серьезные последствия. "Логика подхода такова, что средства для малых городов должны выделяться из областного бюджета, - считает он. - Но мы знаем обо всех 355 городах, мы следим, не сомневайтесь. Кризис освободил очень мощные силы. Оказалось, что многие предприятия можно использовать совершенно по-другому. Кризис дал возможность для резкого инновационного развития, и задача для городов: выход на управляемые риски". Нещадин считает, что мировой кризис пока не закончился, он локализовался вливанием денег. "В любом регионе, где сосредоточена металлургия, если опять рухнут цены на металл, все опять вернется в кризисную ситуацию", - прогнозирует эксперт.

Одна из задач КИПа - обеспечение миграции занятости. "Город не может развиваться, если нет вертикальной или горизонтальной карьерной миграции. Если в городе металлургов заинтересованный молодой человек не может стать художником, ситуацию нужно менять, - считает Андрей Нещадин. - В этом плане большой город более свободен". Результатами комплексных инвестпрограмм должны быть переход от индустриальной к инновационной сфере, рост качества жизни и обеспечение мобильности населения.

Андрей Нещадин уверен, что у россиян появляется потребность во внутреннем туризме, но, вместе с тем, многие туристические услуги будут невостребованы. Согласно опросам, 72 % людей в будущем году будут отдыхать на своих фазендах, дачах и огородах, поэтому не стоит ждать развития внутреннего туризма. "Если вы делаете туристическую базу, подумайте, кто на нее поедет, на кого вы рассчитываете", - посоветовал эксперт. - Я не верю, что многие турмаршруты, которые объявляют, будут востребованы. Считаю, что они обречены".

Также Андрей Нещадин рассказал о взаимоотношениях федеральной власти с муниципальной и о том, каким же образом главы муниципалитетов могут получить федеральные средства. "Федералы напрямую не могут общаться с муниципалитетами, все общение идет через региональную власть, - заявил эксперт. - И мы сталкивались с тремя видами отношений региональных властей к муниципальным. Первый вариант - субъект уходит от проблем муниципалитетов. Это я называю кошка бросила котят. Второй вариант - разработайте КИП, доведите его до ума, а мы посмотрим. И третий вариант - когда идет активная работа на уровне вице-губернаторов". Нещадин отметил, что согласно бюджетному кодексу, без инвестплана невозможно помочь муниципалитету, но бывают ситуации, когда субъект просто не выносит КИП на рассмотрение в Минрегионразвития.

Создан сайт monogorod.org, где подробным образом представлены программы для моногородов. Целевых программ, по которым можно получить средства, около 45. Ведомственных - еще больше, только у Минпрома РФ порядка 20 направлений. "В программах Минсельхоза и Минпрома значительная часть денег не находит получателей, - отмечает эксперт. - Также у предприятий есть возможность напрямую получать средства на модернизацию, минуя бюджеты региона и муниципалитета. Надо на это подталкивать руководителей предприятий".

http://www.fedpress.ru/federal/press/expert/id_209192.html
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован