Эксклюзив
Смирнова Ольга Олеговна
06 января 2019
1117

Диалектика арктических приоритетов

При цитировании ссылка на источник информации обязательна!  

 Смирнова О.О. ДИАЛЕКТИКА АРКТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ // В сборнике: Стратегические перспективы развития Арктического региона Материалы Научно-практической конференции Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. М, - 2018. С. 6-13.

Смирнова Ольга Олеговна, доктор экономических наук, СОПС ВАВТ Минэкономразвития России.

Smirnova О.О. Council for the Study of Productive Forces of Russian Foreign Trade Academy under Ministry for Economic Development of the Russian Federation (SOPS), Doctor of Sciences (Economics)

 

Аннотация:

Вопросы социально–экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, защиты национальных интересов в этом регионе занимают важнейшее место среди стратегических приоритетов России. Разработаны основополагающие документы, определен состав Арктической зоны Российской Федерации, важным инструментом реализации стратегических приоритетов стала новая редакция государственной программы Российской Федерации социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Вместе с тем, остаются отдельные вопросы развития Арктической зоны Российской Федерации, связанные с подготовкой нормативных правовых актов, финансовым наполнением госпрограммы, объемом грузоперевозок по трассам Северного морского пути.

Ключевые слова:

Арктика, стратегия развития, законодательство, закон об Арктике, госпрограмма Арктика, судоходство в акватории Северного морского пути.

 

Вопросы социально–экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, защиты национальных интересов в этом регионе занимают важнейшее место среди стратегических приоритетов России. Как отметил Президент Российской Федерации В.Путин, выступая в 2017 г. на форуме в Архангельске, «наша цель – обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера».

Диалектика в реализации стратегических приоритетов в Арктической зоне Российской Федерации заключается в «искусстве диалога» [1] между масштабными стратегическими задачами и «догоняющим» ресурсным (в т.ч. и нормативным) обеспечением [3].

Сегодня разработаны основополагающие документы, определен состав Арктической зоны Российской Федерации, важным инструментом реализации стратегических приоритетов стала новая редакция государственной программы Российской Федерации социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Вместе с тем, остаются отдельные вопросы развития Арктической зоны Российской Федерации, связанные с подготовкой нормативных правовых актов, финансовым наполнением госпрограммы, объемом грузоперевозок по трассам Северного морского пути [2].

Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике отражена в следующих основополагающих документах.

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, (утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) определили национальные интересы, цели и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года утверждена Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г. Приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются: комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации; развитие науки и технологий; создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; обеспечение экологической безопасности; международное сотрудничество в Арктике; обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.

Правительством Российской Федерации разработан и утвержден в августе 2016 г. план реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Государственная программа является основным инструментом реализации Стратегии. Новая редакция государственной программы Российской Федерации социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1064.

В целях повышения эффективности государственного управления при реализации стратегических приоритетов Указом Президента Российской Федерации в 2015 году создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

Состав территорий, входящих в Арктическую зону Российской Федерации определен указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 № 296. В июне 2017 г. состав расширен, вошли территории муниципальных образований "Беломорский муниципальный район", "Лоухский муниципальный район" и "Кемский муниципальный район" (Республика Карелия).

В форме казенного предприятия с 2013 г. действует Администрация Северного морского пути.

В августе 2015 г. Российская Федерация повторно подала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации с учетом геологических данных.

Вместе с тем, остаются вопросы, не решены отдельные задачи. На некоторых из них остановимся.

Нормативная правовая база развития Арктической зоны Российской Федерации.

Уже много лет находится в разработке проект федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Вместе с тем, сегодня разрабатывается проект федерального закона об «опорных зонах» в Арктике. Необходимость разработки нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования и функционирования «опорных зон» [8] в Арктике продиктованы новой редакцией  подпрограммы "Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации" новой редакции государственной программы Российской Федерации «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».

Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».

Государственная программа является одним из основных инструментов реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации  и обеспечения национальной безопасности до 2020 года. Программа предусматривает мероприятия, направленные на формирование опорных зон развития в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечение национального суверенитета.

Государственная программа включает три подпрограммы:

"Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации",

"Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике",

"Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации".

Программа реализуется в три этапа в период до 2025 г. Объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета в 2018-2025 годах составит 190,5 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования на 2021-2025 годы указаны при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета. При этом ресурсное обеспечение госпрограммы в 2018 году составит лишь 800 миллионов рублей, а 75 процентов финансирования госпрограммы отнесено на период после 2021 года и возможно только при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований.

Основные объемы финансирования Госпрограммы предусмотрены по подпрограмме "Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации", выделений средств предусмотрено с 2018 года. Надо отметить, что  большая доля приходится на мероприятия Министерства обороны Российской Федерации, а финансирование госпрограммы без мероприятий Минобороны России на 2018 – 2020 года составит около 12 млрд.руб.

На фоне усиления санционных режимов и постановке задач по разработке отечественных технологий для арктических проектов опасения вызывает то, что финансирование подпрограммы "Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации" начнется с 2021 года и то при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета [4].

Таблица. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета

 

 

тыс. рублей

в т.ч. Финансирование мероприятий Минобороны России, тыс.руб.

остаток средств  без мероприятий Минобороны России, тыс.руб.

на 2015 - 2017 годы

отсутствует

 

 

на 2018 год

791 900,00

0,00 

11 981 600,00

на 2019 год

22 818 657,20

17 142 857,20 

на 2020 год

22 656 757,20

17 142 857,20 

на 2021 год *

25 756 503,70

17 142 857,20 

58 470 381,90

на 2022 год *

27 816 369,80

17 142 857,20 

на 2023 год *

35 102 180,00

17 142 857,20 

на 2024 год *

29 706 757,20

17 142 857,20 

на 2025 год *

25 802 857,20

17 142 857,20 

Итого

190 451 982,30

120 000 000,40 

70 451 981,90 

*бюджетные ассигнования на 2021 - 2025 годы указаны при условии выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета

Развитие системы судоходства в акватории Северного морского пути.

Очевидно, что драйверами роста и развития Арктики становятся крупные компании, работающие в этом регионе - ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Газпром нефть», ООО «УК «ВОСТОКуголь», ПАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Ямал СПГ», другие. Становится все более актуальным вопрос транспортировки их продукции и грузооборота в целом по Северному морскому пути и его ледокольного сопровождения [5]. Объем перевозок в акватории Северного морского пути (далее – СМП), требующий ледокольного сопровождения, растет.

Таблица. Объем перевозок грузов в акватории морей СМП, млн. тонн.

Год

Общее количество грузов, млн.тонн

В т.ч. транзит, млн..тонн

2013

3,91

1,17

2014

3,98

0,27

2015

5,43

0,04

2016

6,35

0,21

 

Сегодня объем перевозок составляет около 7 млн. тонн в год. Вместе с тем, подтвержденный объем грузопотока в период 2020–2025 годов по заключенным долгосрочным договорам, в том числе заключенным Госкорпорацией «Росатом» о предоставлении ледокольных услуг [6], а также с учетом обеспечения «северного завоза» прогнозируется не менее 35 млн. тонн в год. Объем перевозок в акватории СМП на горизонте до 2030 года по некоторым оценкам составит до 75 млн. тонн в год.

Таблица. Заявки от компаний на перевозку по СМП по годам, млн тонн

 

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

СПГ

5,5

11,4

16,9

17,5

Нефть

6,5

8,5

8,5

8,5

Уголь

3

5

7,5

10

ИТОГО:

15

24,9

32,9

36

 

Вместе с тем, развитие системы арктического судоходства это не только ввод в эксплуатацию новых крупногабаритных судов и ледоколов. Безусловно, задача развития арктического флота  - одна из важнейших задач [9]. Вместе с тем, развитие системы арктического судоходства включает вопросы разработки финансово-экономической модели развития Северного морского пути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, развития российского ледокольного флота, реализации мероприятий по строительству судов аварийно- спасательного и вспомогательного флотов, а также вопросы управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения, вопросы создания комплексных аварийно-спасательных центров. и требуют эффективного межведомственного взаимодействия.

Несколько слов  о деятельности Государственной комиссия по вопросам развития Арктики. Согласно п.4 раздела III протокола заседания Государственной комиссия по вопросам развития Арктики от 13 декабря 2016 г. № 5 федеральным органам исполнительной власти  поручено представить в Государственную комиссию доклады об исполнений поручений Государственной комиссии и ее президиума. За период с 14 апреля 2015 г. по 1 января 2017 г. Государственная комиссия и президиум  выдали 112 поручений, отчеты о выполнении в установленные сроки представлены по 79 пунктам [7]. Основные ответственные исполнители по поручениям и количество выполненных поручений следующее: Минэкономразвития России – 35 поручений, 25 выполнено; Минтранс России – 19, выполнено 17; Минэнерго России – 8, выполнено 8; Минобрнауки России – 6, выполнено 3; Минпромторг России – 5, выполнено 3; Минобороны России – 4, выполнено 4.

Таким образом, остаются требующим решения вопросы. И первоочередные из них – финансирование реализации приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации через инструменты государственно программы Российской Федерации «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» и увеличение объема бюджетных ассигнований на нее, а также обеспечение деятельности главной транспортной артерии Арктики – северного морского пути [10]. Существуют и другие ключевые вопросы развития Арктики, в том числе отсутствует инструментарий стимулирования модернизации систем жизнеобеспечения населения в Арктической зоне Российской Федерации; не уделяется должного внимания координации завоза грузов в районы Крайнего Севера на арктические территории; не актуализирована нормативная правовая база, регулирующая сохранение традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Литература:

1. Сократ \\ Большая советская энциклопедия в 3-т. М.-: Советская энциклопедия, 1969-1978

2. Олерский В.  Стратегические приоритеты развития Арктики //Транспортная стратегия - XXI век. 2015. № 30. С. 20-21.

3. Смирнова О.О. От стратегического планирования к национальной безопасности России//Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2016. Т. 2. С. 6-10.

4. Смирнова О.О., Липина С.А., Соколов М.С. Современные перспективы и вызовы для устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации//Тренды и управление. 2017. № 1. С. 1-15.

5. Бондарева В.С. Арктика - зона стратегических интересов России//Инновации и инвестиции. 2016. № 6. С. 151-154.

6. Белоус Ю., Пуриков Ю. О безопасности плавания в полярных районах //Транспортная стратегия - XXI век. 2015. № 31. С. 10-11.

7. Богданова Н.А. Комиссия по развитию Арктики: структура и полномочия// В сборнике: Дни Науки -2017 Сборник трудов VIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 частях . Частное образовательное учреждение высшего образования Центросоюза РФ "Сибирский университет потребительской кооперации". 2017. С. 191-197.

8. Смирнова О.О., Липина С.А., Бочарова Л.К. Особые режимы хозяйственной деятельности: перспективы применения в Арктической зоне Российской Федерации//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 3 (31). С. 357-367.

9. Гутенев М.Ю. Арктическая шахматная доска//Социально-политические науки. 2016. № 2. С. 188-191.

10. Липина С.А., Смирнова О.О. Стратегические аспекты современного геополитического партнерства: высокие технологии в Арктике//Арктические ведомости. 2016. № 1. С. 72-75.

11. Проблемы северного морского пути. М., «Наука», 2006

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован