05 сентября 2007
3295

Геннадий Кулик: Бездорожье ждет, когда по нему ударят

Дороги - кровеносная система страны. И в ней важны не только крупные артерии, но и мельчайшие "капилляры" - сельские дороги. А они-то у нас пребывают в совсем плачевном состоянии. О перспективах развития дорожной сети России размышляет председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Геннадий Кулик .
- Геннадий Васильевич , в Послании Президента России Федеральному Собранию, пожалуй, впервые за последние годы очень обстоятельно говорилось о том, что современному уровню развития экономики страны должна соответствовать ее транспортная система...
- При этом поставлена задача наконец связать дорогой самого высокого класса крайнюю западную точку России с Дальним Востоком, закончить строительство мостов через Волгу в Ульяновске и Волгограде, через другие крупные реки. По инициативе фракции "Единая Россия" на приведение в порядок городских дорог на текущий год дополнительно выделено 20 миллиардов рублей, предназначенных для областных, краевых, республиканских центров. Города-миллионники получают свою бюджетную поддержку.
- А как выглядит ситуация с сельскими дорогами?
- Чрезвычайно важно, что, наконец, произошло коренное изменение политики Правительства, руководства страны по отношению к дорожному строительству. Я уверен, что это положительно скажется и на ситуации в сельской местности. На начало текущего года 39 800 сельских населенных пунктов все еще не имеют связи с федеральной и региональной дорожной сетью по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В Псковской области таких населенных пунктов 3600, в Вологодской - около двух тысяч, в Тверской- 2700, в Калужской области, а это рядом с Москвой - 1500, в Кировской - 1500. Не лучше ситуация и в крупных сибирских областях. Все это серьезно осложняет сельскохозяйственное производство. Завезти горючее, технику, вывезти продукцию - все это требует дополнительных затрат, поскольку порой единственным транспортным средством, способным преодолеть бездорожье, оказывается трактор. По последним данным, скорость продвижения тонны груза по дорогам России за последние годы вообще снизилась почти втрое. Отсюда существенно упала выработка на лошадиную силу автомобиля, а значит, возросла и стоимость перевозок. Это характерно и для села. Хотя, может быть, в меньшей степени, потому что и раньше состояние сельских дорог оставляло желать лучшего. Экономические потери очевидны: мы сжигаем горючее, рвем технику, теряем время. С другой стороны, и социальное обустройство села напрямую зависит от того, как быстро мы сумеем решить дорожную проблему. Мы видим, как с приходом в деревню дороги ремонтируются там, где открывает свои филиалы Сбербанк, приходят предприятия службы быта, улучшается торговое обслуживание, появляется заправка. Все это и новые рабочие места, и приход квалифицированных кадров, и обустройство территории.
- Вы обрисовали безрадостную ситуацию. Но каковы все-таки перспективы?
- Скажу откровенно, ситуацию серьезно осложняют два момента. Первое. В соответствии с разделением полномочий по 131-му Закону "О местном самоуправлении" сельские дороги переданы сегодня в ведение муниципалитетов. А наполненность муниципальных бюджетов всем известна - они не в состоянии покрыть расходы на образование, детские дошкольные учреждения, детские пособия.
Понятно, что не остается и копейки даже на содержание дорог, не то что на их строительство. Вторая часть вопроса состоит в том, что сегодня сельские дороги - а их насчитывается более 250 тысяч километров - оказались бесхозными. То есть их пока не взяли на свой баланс ни муниципалитеты, ни сельскохозяйственные организации, которые тоже сейчас находятся в тяжелом финансовом положении.
И спросить не с кого, да, честно сказать, даже деньги дать некому. Кто собственник, кто владелец? Эту проблему должны решить поправки в земельное законодательство, предоставляющие право местным органам власти безвозмездно передавать сельскохозяйственным организациям в собственность те дороги, которые соединяют населенные пункты, проходят по обрабатываемым ими полям. Наши встречи и многочисленные консультации с аграрниками показывают, что значительная часть сельскохозяйственных орга- низаций согласна на таких условиях взять местные дороги на баланс и поддерживать хотя бы в том состоянии, в котором они были лет 8-10 назад.
- И все-таки, признайтесь, что без финансирования из федерального бюджета хозяйства или муниципалитеты вряд ли справятся с такой задачей.
- Конечно, но деньги из федерального бюджета должны выделяться им лишь при условии, что они эти дороги поставят на свой баланс.
Опять же мы возвращаемся к тому же вопросу: дороге нужен хозяин. Серьезно поправить ситуацию призвана Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Впервые мы в подобном документе на первое место ставим программу социального развития села. Проблема улучшения жизни людей на селе в конечном счете также упирается в развитие дорожной сети. Поэтому мы часть средств по программе будем направлять на дорожное строительство. Сейчас идет доработка этой программы.
К ней подключены многие ведомства, в том числе и Министерство транспорта. Мы рассчитываем, что будут определены не только объемы средств, но и количество населенных пунктов, которые должны быть связаны дорогами с твердым покрытием с федеральной и региональной дорожной сетью.
- И все же, что можете сказать вы, Геннадий Васильевич , как представитель законодательной ветви власти, людям в деревнях и селах, которые маются в отсутствии дорог в начале XXI века?
- Сегодня открываются перспективы перед жителями этих заброшенных, отдаленных сел. Ситуация должна быть изменена коренным образом в течение пятилетки. По крайней мере мы будем ставить перед собой задачу, чтобы не менее половины всех населенных пунктов, не имеющих дорог, получили возможность круглогодичного транспортного сообщения. У нас есть хорошие примеры. Поезжайте на Белгородчину, там прекрасные дороги: федеральные, муниципальные, районные. И конечно, это не только делает жизнь людей удобней, но и способствует развитию крупных агрохолдингов. Понимание этого есть сегодня на всех уровнях власти.



Парламентская газета, Город: Москва
Дата: 5 Сентября 2007

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован