12 января 2007
3490

Геннадий Кулик: Земли крестьянин не боится

30 декабря 2006 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Проект закона был принят Государственной Думой 22 декабря и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. В документе определены основные направления и меры по реализации государственной аграрной политики. На вопросы "Трибуны" о значении для российского сельского хозяйства и самих селян этого законодательного документа отвечает председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ Геннадий КУЛИК .
Работа над законом шла почти три года, так почему же он был принят в последние часы работы Госдумы в 2006 г.? Не значит ли это, что депутаты спешили продвинуть его именно в зимнюю сессию?
Для этого есть несколько причин. Закон "О государственном регулировании агропромышленного комплекса" был отменен с принятием закона о монетизации льгот.
Сельское хозяйство два года жило без своего закона, который бы регулировал отношения государства и села. Это один из серьезных аргументов необходимости принятия закона "О развитии сельского хозяйства". Другой связан с тем, что к моменту вступления в ВТО необходимо иметь такую законодательную базу, которая определяет возможности хозяйствования, соответствующие странам, входящим в его состав.
Смущает слово "развитие" в названии закона...
Слово "развитие" подтверждение тому, что мы не безадресно просим поддержки сельского хозяйства, а на развитие. Это оправдательная интонация. Мы просим на то, чтобы увеличить рост сельского хозяйства. У нас сейчас он составляет 1%, а мы хотим, чтобы, как и в других отраслях экономики, 4 5%.
Закон "О развитии сельского хозяйства" формулирует основные принципы аграрной политики государства. Впервые и за советский, и за постсоветский периоды вровень поставлены две проблемы, а именно развития и самого сельского хозяйства, и сельских территорий.
Причем я глубоко убежден, что для отдельных регионов (Подмосковье, Смоленская, Тверская, Псковская губернии и ряд других) проблема социального развития села, а это значит строительства дорог, газификации, здравоохранения, образования по своей значимости стоит выше проблемы развития сельского хозяйства. Аграрная политика, определенная этим законом, заключается в том, что Россия будет развивать агрокомплекс как многоукладный сектор экономики. В нем будут крупные сельхозпредприятия. Их доля пока составляет половину в объеме всего производства, а в перспективе возрастет. Будут формироваться крупные холдинги, которые сейчас играют большую роль в производстве сахарной свеклы, подсолнечника, зерна. Наряду с этим Россия сегодня уже стала крупнейшей фермерской страной. У нас более 70 тыс. фермерских хозяйств, 100 тыс. малых предприятий и 16 млн. граждан, ведущих личное подворье.
Важно было принять политическое решение о многоукладности сельского хозяйства и соответствующей его поддержке. И толчком к этому послужила, бесспорно, программа президента о приоритетном развитии сельского хозяйства, которая на практике обкатала эту идею. Сегодня уже можно подвести итоги первого года ее применения. Она предусматривает предоставление гражданам и сельхозпроизводителям кредитов почти с нулевой, а организациям с льготной кредитной ставкой. Люди восприняли полученные возможности, чтобы перестроить производство, перейти на новые технологии, на более урожайные сорта, закупить продуктивный скот.
За время действия программы в 2006 г. более 115 тыс. граждан получили льготные кредиты 16,3 млрд. руб. Средний размер беспроцентного кредита составляет 165 тыс. руб. на семью. А всего по этой программе уже выделено за прошлый год около 70 млрд. руб. В результате урожаи сахарной свеклы, овощей, производство мяса возросли, увеличилось поголовье свиней, птицы. Это говорит о том, что люди осваивают рыночные законы. Но они и ждут, когда условия их деятельности будут адекватны тем, в которых работают их западные конкуренты.
Поэтому основная экономическая часть закона "О развитии сельского хозяйства" посвящается созданию экономической среды для тех, кто пришел со своим капиталом в аграрный сектор, равной той, в которой работают западные сельхозпроизводители. Закон имеет ряд статей прямого действия. Они касаются программы льготного кредитования, предусматривают порядок и размер компенсации сельхозпроизводителям кредитных ставок.
Экономисты утверждают, что во всем мире государства признают сельское хозяйство как дотационное, обращая внимание на то, что для аграрного сектора главное не экономичность, а сам факт производства продовольствия для населения. А потому государство должно вкладывать в него деньги. Есть такая точка зрения?
Я знаю две страны, которые не поддерживают сельское хозяйство прямыми вливаниями. Одна Чили. Другая Новая Зеландия, которая специализируется на овцеводстве и молочном животноводстве. Там всегда тепло, осадки выпадают по часам, дармовые кормовые угодья и отсутствие затрат на помещения. Остальной мир поддерживает сельхозпроизводителей. 24 наиболее развитых государства выделяют в поддержку сельхозпроизводителя 24 37% от стоимости реализованных им товаров. Если он продаст на 100 руб. продукции, то в среднем получит из госказны этих стран в виде поддержки порядка 24 37 руб.
У нас отношение к селу пока близкое к Чили. В 2005 году с учетом всех видов поддержки помощь составила около 10% от реализованной продукции. Особенно остро эта тема встала в связи с вступлением нашей страны в ВТО. Если исходить из главного принципа ВТО "открытие границ", то есть снижение ввозных пошлин, то наши условия хозяйствования должны быть аналогичны тем, что имеют хотя бы Польша или страны Прибалтики, вступившие в ЕС. У нас общий объем поддержки определен в размере 9,3 млрд. долл. То есть мы должны в 4,5 раза увеличить нынешний уровень помощи аграрному производителю.
В дискуссиях о пользе и вреде от вступления в ВТО экономисты уверенно утверждают, что российское сельское хозяйство не выдержит конкуренции Для таких страшилок нет оснований. Переговорщики учли, что государство начинает заботиться о сельском хозяйстве с очень низкого уровня. В этом смысле крестьяне могут быть спокойны. Времени на то, чтобы поднять конкурентоспособность сельхозпрозводителя, мало. У нас крайне низкие показатели по некоторым видам деятельности.
Оставшийся период до вступления в ВТО мы должны посвятить тому, чтобы перевести сельхозпроизводство а это касается и фермерских хозяйств, и крупных производителей на современные технологии.
Жизнь может вносить поправки в любой законопроект. Но считаю, что в целом принятие этого закона является поворотным моментом в деятельности законодательных органов России, которые впервые определили аграрную политику на длительный период времени.
Закон вступает в силу с момента опубликования в печати. И сразу будут применяться положения, связанные с условиями кредитования, страхования, регулирования рынка.
А основная часть начнет действовать с 1 января 2008 г., когда заработает Государственная программа развития агропромышленного комплекса на 2008 2012 гг.



Трибуна, Город: Москва
Дата: 12 Января 2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован