Эксклюзив
30 ноября 2010
14091

Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России

Введение

Интерес к концепции городской агломерации связан с возникновением новых процессов развития крупных городских систем.

Сегодня в посткризисное время эта необходимость превращается в еще более приоритетное направление, что связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны и вызовами, которые формируются внешней (глобальной) средой, а также проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

Президент и Правительство России ставят задачу не только реформирования и модернизации управления и экономики субъекта РФ, но и поиска и выработки новых, современных решений проблем развития территорий при тесном взаимодействии основных подсистем: науки, власти и бизнеса. Причинами необходимости оказания государственной поддержки формированию агломераций является процесс субурбанизации городов (в глобальном, а не только контексте России), а также необходимость диверсификации экономики.

Особенно это касается тех городов, где существует монопрофильная структура городского хозяйства и потому высоки риски дальнейшего развития. Моногородам "по жизни" рекомендована диверсификация. В то же время во многих городах невозможно ее осуществить (нет свободных земель, нет иного производства и т.п.) При агломерационном развитии эта диверсификация приобретает совершенно иные формы: сегодня агломерация - это объективный процесс развития регионов, обеспечивающий формирование экономических точек роста, равномерное развитие территорий и комплексное, более безопасное и эффективное развитие инфраструктуры для реализации главной цели социально-экономического развития, а именно: создание комфортных условий проживания и работы для населения и бизнеса.

Агломерационный путь развития - это естественный этап урбанизации. По мнению ООН, количество горожан к 2050 году вырастит в два раза и достигнет 6,4 млрд. человек. К 2015 году прогнозируется формирование более 900 агломераций с численностью населения более 1 млн.человек.

Сегодня под агломерацией понимается лучшее место для жизни и работы, лучшее место для творческой самореализации и инноваций, лучшее место, где развивается и влияет наука, лучшее место для ведения бизнеса. Практически - это все то, что вмещает в себя современные императивы, установленные федеральным правительством, в т.ч. в Стратегии-2020, планах национального развития.

Понятие городской агломерации (ГА)

Городская агломерация, конурбация (от лат. agglomero - присоединяю) - компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Это группа близко расположенных городов, поселков и других населенных пунктов с тесными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями. Особое отличие для агломераций придают маятниковые трудовые и культурно-бытовые поездки, что предполагает возрастающее развитие в пределах агломерации различных видов пассажирского транспорта.

Признаки и типология современной ГА

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии). Наиболее значительные полицентрические агломерации сформировались в Европе - Рурская в ФРГ (11,5 млн. жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн.), в Японии - так называемый мегалополис Токайдо (около 60 млн.) и некоторых других странах.

На практике, основными условиями формирования и развития агломераций являются:

- Наличие правовой базы (создание и функционирование агломераций, синхронизация мандатов, закрепление прав и обязанностей участников)

- Наличие инфраструктуры (объединение в единую сеть, реализация комплексных проектов на базе агломерации)

Основными признаками современных городских агломераций являются:

- компактность

компактное расположение населенных пунктов, главным образом городских;
наличие транспортных коридоров
наличие транспортных коридоров, позволяющих объединяться и взаимодействовать (железнодорожный транспорт, аэропорт, электропоезда, автобусы, теплоходы и т.п.), а также обеспечивать общность средств доставки населения и грузов;
- доступность

1.5-часовая доступность, которая позволяет при наличии развитой системы транспортных коридоров расширить границы агломерации (при условии других факторов экономической целесообразности);

-концентрация промышленного производства и трудовых ресурсов
такая концентрация является обязательной на территории городской агломерации;
- высокая плотность населения
концентрация значительных масс населения вдоль транспортных коридоров;
- тесные экономические связи
определяются как комбинирование и кооперирование промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и сельскохозяйственной продукции (показатель - более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);

- тесные трудовые связи
часть работающих на предприятиях и учреждениях одного поселения проживают в других поседениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное расселение и происходят ежедневные маятниковые трудовые миграции между главным городом и поседениями пригородной зоны, а также между этими поселениями
- тесные культурно-бытовые и рекреационные связи
учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поседений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или рекреационными целями;

- тесные административно-политические и организационно-хозяйственные связи
такие связи сопровождаются регулярными деловыми поездками между поселениями агломерации по делам бизнеса, службы и общественной работы
- высокий уровень функциональной связанности
сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев - соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков
целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность
населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность
такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:
- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с "центростремящимися" территориями (т.е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому "ядру";

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);
-территориально-отраслевой интерес
одним из ключевых признаков городской агломерации - наличие двух "совмещенных" процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т.е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:
1. Структура поселений
2. Инфраструктура
3. Качество жизни и окружающей среды
4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)
5. Регенерация городских территорий
6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

- Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

- Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

- ЖКХ (линейные объекты теплоснабжения, водопроводы и газовые сети, канализационные сети);

- Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)


А.Нещадин - к.с.н., профессор МГУПБ
А.Прилепин - директор Департамента социально-экономических
проектов IMCMontan

Полный текст читайте в приложении

Viperson
viperson.ru

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован