Эксклюзив
19 мая 2009
4128

И смех, и грех

Сегодня о кризисе только разве ленивый не пишет. Рассматривают чуть ли не под микроскопом, делают прогнозы и дают рекомендации как его преодолеть. Но у кризиса свои законы и он продолжает жить своей жизнью с учетом специфики экономики той или иной страны, независимо от заклинаний чиновников, даже если они находятся на вершине власти. Россия среди европейских стран в борьбе с этим кризисом оказалась в самом хвосте. Разрекламированная правительственная программа антикризисных мер не работает и являет собой всего лишь набором мероприятий "на публику". Так на важнейший приоритет антикризисной программы - "стимулирование внутреннего спроса", от которого будет зависеть дальнейшее состояние экономики, выделяется 6 млрд. рублей, а на "повышение устойчивости национальной финансовой системы - 1355 млрд. рублей. Как говорится, и к гадалке не ходи и так ясно, что правительство по-прежнему больше заботит спекулятивный, чем реальный сектор экономики.

В результате итоги "борьбы" с кризисом налицо. Уровень безработицы достиг 10,7%, к концу года он будет не менее 12 %.

За прошедшие 4 месяца рубль упал на 12,1 % к доллару и на 9 % к евро. По прогнозу Минэкономразвития к концу года доллар будет стоить 36,4 рубля.

В России наблюдаются самые высокие темпы роста цен. За 4 месяца потребительские цены выросли на 6,3%. Наиболее подорожали медикаменты, в среднем на 8,3 %. Рыба подорожала на 2,9 %. На 2,7% подорожали чай, кофе, консервы, мясо куриное.

По темпам сокращения золотовалютных резервов Россия на втором месте после Великобритании. Динамика их движения следующая: август 2008 года - 600 млрд. долл.; декабрь 2008 г. - 450,8; январь 2009 г. - 396,2; март 2009 г. - 384; апрель - 380,6. Резервный фонд на 1 марта составил 4,9 трлн. рублей. За март он сократился на 752 млрд. рублей. На 1 апреля в нем осталось 4,1 трлн. руб. Из них 3 трлн. рублей надо будет перечислить в расходную часть бюджета, поскольку расходная часть бюджета запланирована в объеме 9,6 трлн. руб. при доходах в 6,7 трлн. руб.

Промышленное производство в первом квартале сократилось на 14,3%. В 22 регионах из 83 зафиксировано снижение сразу всех показателей. В Новгородской, Кировской, Орловской, Нижегородской, Ульяновской, Самарской областях, Удмуртии, объемы промышленного производства понизились вдвое.

Объемы строительства упали на 19,3 %. Более чем вдвое снизились они в Костромской, Архангельской, Вологодской, Кировской, Новосибирской областях, в Алтайском крае и на Чукотке.

Объем инвестиций снизился на 17%. Более чем в 2 раза снизился объем инвестиций в Орловской, Мурманской, Ульяновской областях.

Объем внешней торговли в первом квартале 2009 года снизился в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

По официальным данным Минэкономразвития реальная зарплата в марте текущего года снизилась на 5,65 %. Но если принять во внимание повсеместное сокращение рабочего дня и недели, отпуска без содержания, упразднение надбавок, в том числе за вредные условия труда, то зарплата понизилась более чем на 20 %.

Короче говоря, дело швах. В этой ситуации более чем странным иногда выглядит поведение наших правительственных чиновников. Порой оно напоминает фокусников или иллюзионистов. Мастерство иллюзиониста строится не столько на быстрых незаметных движениях, сколько на учете психологии публики и умении отвлечь внимание зрителей. Доверчивые ротозеи верят иллюзионисту, но рано или поздно реальная действительность заставит восстановить чувства облапошенных. Вот только несколько свежих примеров.

14 апреля новостные ленты конспективно сообщили: В.В.Путин прибыл в Санкт-Петербург на предмет проведения совещания о программе развития транспортной инфраструктуры в 2009 году и антикризисных мерах в транспортном комплексе. Вслушаемся в слова премьера: "В 2008 году на нужды транспорта из федерального бюджета было направлено 421 млрд. рублей, что в полтора раза больше, чем в предыдущем 2007-м году. В результате построено более 2200 километров автодорог, 296 населённых пунктов обеспечено круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования, введены в эксплуатацию несколько по-настоящему крупных транспортных объектов".

Никто и не заметил, как подменили реальный объект обсуждения фальшивкой. Вместо провала выполнения ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" публика восторженно внимала отвлекающим успехам. Хотя, возможно, премьер и не знал о существовании этой ФЦП. Скорее всего, не знал, иначе бы подкорректировал свою пламенную речь.

На самом деле, по Программе в 2008 году нужно было построить и реконструировать не 2200 км, а 3077 км автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, а годом ранее - 3134 км.

Но, увлекшись, премьер продолжал в том же духе: "По сравнению с 2008 годом, что у нас получается в этом, 2009-м году: объём инвестиций мы все-таки значительно увеличиваем - на 100 млрд. рублей, он составит около 550 млрд. рублей, в том числе на строительство и капитальный ремонт автодорог будет направлено 312 млрд. рублей (в прошлом году было выделено 294 млрд. рублей)".

Заглянув в финплан ФЦП, мы увидим, что суммарные капитальные вложения на этот год предусмотрены в размере не 550 млрд., а 704,0 млрд. рублей. Если же выборочно говорить о строительстве и капитальном ремонте автодорог, то объем средств должен был составить не 312 млрд., а 354,3 млрд. рублей. При этом, если допустить, что 421 млрд. рублей средств федерального бюджета в прошлом году было направлено только на автодороги и достройку "по-настоящему крупных транспортных объектов", то каждый километр из построенных 2200 км обошелся в 191,4 млн. рублей или по среднегодовому курсу рубля к доллару (24,85 рублей за доллар) в 7,7 млн. долларов! Вот это уже действительно фокус! Для сравнения: средняя стоимость строительства четырехполосной автомагистрали во Франции обходится в 4,1 млн. долларов.

Еще большее впечатление производит "фокус" правительства, если сравнить происходящее с данными по соседнему коммунистическому Китаю. В 2008 году в Китае должны были построить и реконструировать не 2,2 тыс. км, а 270 тыс. км только сельских автодорог, в 123 раза больше. Может, по итогам прошлого года они обеспечили "круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования" не 296 населенных пунктов, а много меньше, но только к концу 2007 года уже 98,5% китайских деревень были охвачены автодорожной сетью. А еще в 2008 году китайцы построили 5 тыс. км скоростных магистралей. Всего же за последние пять лет в КНР было построено 28 тыс. км скоростных дорог. Сейчас по общей протяженности скоростных автодорог (54 тыс. км) Китай занимает второе место в мире после США (89 тыс. км)...

15 апреля состоялась поездка премьера на Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ). В разговоре с рабочими ему пришлось включить все свое "мастерство" иллюзиониста. Разговор шел по схеме: мы ему про Фому, а он нам про Ерему. Рабочие говорят: "Объемы производства падают: мы сделали в том году 1193 вагона, а сейчас заказано 549 вагонов. Конечно, это действительно мало... Ведь не за горами Олимпиада. Не в Китае же нам закупать эти вагоны!"

На что премьер ответил: "Пока я сюда добирался, попросил связаться с некоторыми коллегами, и действительно, и государственные дороги Казахстана, и государственные дороги Азербайджана прислали нам сейчас такую заявку. Значит, по 2009 году - 20 вагонов, и еще 10 вагонов Азербайджан хочет в 2010 году... Я, к сожалению наших китайских партнеров, дал указание в Китае не закупать ничего ".

И так, суть фокуса в том, что вместо 500 вагонов обещано всего 20. Что касается запрета на закупки, то премьеру следовало бы знать, что ни Минтранс, ни ОАО РЖД не закупают и не закупали вагонов в Китае.

Электросварщик Н.И.Соколов говорит: "Я поддерживаю отечественного производителя, у меня ВАЗ 2114, но я не могу на ней доехать на работу, у нас не хватает мостов. Два моста к нам в город "затиснули". Еще восточный сейчас хотят закрыть... Обещали построить мост за Волгой, но так все встало..."

И совершенно виртуозный прозвучал ответ: "В этом году мы должны три моста пустить через Волгу. Не здесь, а вообще, в принципе".

Рабочий жалуется: "У нас квадратный метр жилья в Твери стоит очень дорого".

Последовал издевательский ответ: "Да, я согласен. Странно очень. Я посмотрел на эти данные. Видимо, это связано с близостью двух столиц - между Москвой и Петербургом находитесь".

Рабочие высказывают обоснованное беспокойство: "У нас школьники идут в школу с пивом, сигаретами. И идут из школы с пивом, сигаретами. У нас ларьки во всех дворах. Деградирует молодое поколение".

И что они слышат в ответ: "Согласен, есть проблема. Но вы, наверно, обратили внимание: мы начинали антиалкогольные компании, но нужно и правила торговли совершенствовать. В значительной степени это как раз зависит и от местного совета".

Машинист крана Г.Г.Смирнов спрашивает: "Почему в других странах в связи с кризисом цены, наоборот, на все понижаются, а у нас повышаются?"

Премьер: "Знаете, далеко не везде понижаются. В очень многих странах вся "социалка" заморожена. А у нас нет".

Т.е. рабочие ему о ценах, а премьер им о "социалке", которая, к стати, кроме пенсий и пособий по безработице, и у нас заморожена.

Один из рабочих спрашивает: "Я был на международной конференции в Белоруссии. У них регламентированы цены на все продукты, можем ли и мы так?"

Ответ премьера: "Это вопрос не праздный и не простой. Регулирование цен - дело, которое требует определенного рассмотрения, и очень внимательного, потому что мы можем дорегулироваться до такой степени, что можем просто остановить производство..."

Вот тут премьер прав: действительно, регулирование цен, как и управление народным хозяйством, требует не только определенного рассмотрения, но, в первую очередь, профессионального рассмотрения. Когда-то М.И.Калинин, на вопрос земляков, тяжело ли управлять государством, ответил: "Мужики, государство вести - не му...ми трясти". Беда, как говорил И.А.Крылов, когда сапожник берется печь пирожное, а пирожник - тачать сапоги.

Вот и у нас в России так получается: довели "горе-профессионалы" страну до ручки, а вину сваливают на дядю. "Я думаю, - говорит В.Путин, - что ничего нового не скажу по поводу того, что к причинам кризиса, который случился в мировой экономике, Россия не имеет никакого отношения. Думаю, что это лишний раз не нужно повторять...". К причинам, конечно, не имеет. Разве "акционеры" "МММ" имели отношение к краху пирамиды? Но там каждый решал за себя, а тут несколько человек подсадили страну на сырьевую и фондовую иглу, а когда зелье закончилось, во всем обвинили "производителей". Ну как можно надеяться на какой-то положительный исход и выход их кризиса, если с подачи "профессионалов" Государственная Дума вынуждена по нескольку раз в течение 2-3 месяцев принимать один и тот же бюджет. Например, при принятии федерального бюджета на 2008 год "профессионалы" экономического блока утверждали, что инфляция в течение года не превысит 5,5%. Но уже в январе прогноз был повышен до 7,0%. В апреле товарищи убеждала нас, что инфляция в 2008 году составит 9-10%, в мае - 10,5%, в июле - 11,8%, а в конце ноября, что "ненамного превысит 13%". И ведь угадали, черти, так и случилось, небось, знали!

Честное слово - и смех, и грех!

И.Никитчук,
д.т.н
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован