01 марта 2005
9074

Леонид СУМАРОКОВ: Мелкий сюжет из жизни Российского представительства в Вене с попыткой обобщения

Следует сразу признать, что предлагаемая здесь читателю тема довольно мелкая. Она не соответствует крупным задачам, о которых автору порой приходится слышать, бывая в качестве журналиста в Венском международном центре (ВИК). Тут сегодня, по линии ООН, в том числе при активном участии России, обсуждаются важные проблемы, связанные с идеями нового мирового порядка, которые недавно обсуждал по инициативе Кофи Аннана Совет мудрецов. И все же, проведя рабочий день в ВИКе , журналисту рано или поздно, надо возвращаться в свою квартиру. И вот он едет на автобусе No26В и доезжает до своей остановки, что рядом с внушительным комплексом Российского представительства при международных организациях в Вене. Тут до дома рукой подать, с полкилометра ходьбы, не далеко от восточного здания Венского социального медицинского центра SMC. Чтобы попасть домой, нужно двигаться в направлении SMC по улице Чоккегассе. При этом есть две альтернативы: либо идти по правой стороне, вдоль муниципальных домов, либо же - по левой, где примерно две трети занимает дорога вдоль Российского представительства. И если вы, уважаемый читатель, окажетесь в подобной ситуации, и перед этим был снегопад, то автор при все своем патриотизме, настойчиво рекомендует вам идти по правой стороне. По одной простой причине: дорога там всегда расчищена до асфальта, и наледи практически нет. В то же самое время, на противоположной стороне - лед, снег и двигаться там без специального альпийского снаряжения довольно рискованно. Можно поскользнуться и ушибиться. И хотя указанный медицинский центр расположен поблизости, но платить за лечение, если у вас нет соответствующей страховки, придется лично вам, потому что иначе кому же еще? Не Пушкину же, как шутил писатель Булгаков в романе `Мастер и Маргарита`.

Автор свидетельствует, что сильная наледь имела место, например, с 22 по 24 февраля. Такая же ситуация была и несколькими днями ранее, и конечно будет еще. Надо сказать, что в Австрии тоже бывают снежные дни, хотя, понятно, снега в Вене поменьше, чем в Москве. Но все же тема эта здесь актуальна. Страна гористая, и порой снега бывает много. Автор писал об этом еще 3 или 4 года тому назад в местной русскоязычной газете, выступая с конструктивной критикой и рекомендациями в наш адрес. Писал также и о целесообразности использовать австрийский опыт в России. Но с тех пор ничего не изменилось, если не считать, что поменялись руководители комплекса. Теперь это два чиновника-представителя при международных организациях в самом высоком дипломатическом ранге г-да Бородавкин и Берденников. Об этом автор говорит не к тому, что они отвечают за уборку близлежащих к комплексу территорий. Просто дело в том, что кто за это отвечает и есть ли такие люди в природе, автор не знает, да ему и не положено. Что касается представителей, то они по линии нашей державы отвечают как раз за те крупные вопросы, о которых говорилось в начале статьи. И в виду высокого положения, у них, конечно, есть персональные особняки в престижных районах Вены; в здание комплекса они приезжают на казенных автомобилях с водителями; по тротуарам вдоль здания без особой нужды не ходят; и описанные выше проблемы в личном плане их, возможно, не волнуют, а может они о них даже и не подозревают. И потому к ним здесь, понятно, абсолютно никаких претензий нет.

Но тогда автор начинает рассуждать, с кого же спрашивать, и в чем проблема в плане уборки снега? Может солнце не с той стороны светит и растапливает правую южную часть скорее, чем левую? Может быть. И даже отчасти это действительно так. Но вот какая штука. Сказать, что вся левая сторона улицы не расчищена было бы не верно. Дело в том, что на оставшейся трети улицы на этой же, левой стороне расположен пансионат для престарелых и австрийский кооперативный дом, и там все в порядке. Все как с правой стороны. А еще все в порядке с той же левой стороны, на отдельном небольшом участке возле городской автобусной остановки (за это отвечают городские власти). И вот автор размышляет (крамольная мысль) может некоторые наши внутренние проблемы с уборкой снега здесь на небольшом российском участке в Вене и в Москве имеют одни и те же корни, а ситуация в районе представительства, так сказать, есть некая мелкомасштабная модель более общей картины? Ведь в чем суть? Понимание, вроде бы, есть (помните лозунг: -ударим... по бездорожью и разгильдяйству)! И людей хватает. И лопат тоже. И техники и большой и малой. Впрочем на последнем вопросе, полагаю, надо остановиться специально, потому что большую технику и заторы, которые она сама создает в Москве, на экранах нам показывают часто, а вот с малой дело обстоит не совсем так, и на телевизионных экранах ее почти не видать.

Здесь автор хочет специально остановиться на очень важном в условиях Москвы вопросе о малой технике, и, по его скромному мнению, это уже отнюдь не мелкий сюжет, о котором говорится в заголовке. Может у нас ее все-таки не хватает? Автор уверен, что это не так. Во всяком случае потенциально. Есть она, отечественная, не дорогая, удобная и очень надежная, в том числе с германскими двигателями. Говорит о том, что видел своими глазами и с чем знаком не понаслышке. При `канадском` павильоне Центра МОСКВА, что на ВВЦ (кстати, это организация курируемая московским правительством), вот уже несколько лет почти без движения стоят на выставке около сотни установок ПУМ-500, производства знаменитого Нижнетагильского завода, который как известно, фигурировал даже в книге рекордов Гиннеса, как самое крупное предприятие в мире, занимая площадь, по размерам большую, чем столица США. Комплексы ПУМ-500 очень интересные, а теперь они еще более усовершенствованы, нынче есть и ПУМ-800. Простая прикидка показывает, что ими можно было бы буквально заполонить всю Москву. Город, откажись он от бездумных ежегодных затрат на бесперспективные реагенты, мог бы закупить с десяток тысяч таких мобильных комплексов, снабженных целой системой подвесных орудий, годных для самых различных работ в условиях города летом и зимой, в том числе для уборки снега в условиях, где большая техника просто не способна маневрировать. Можно приобрести и гораздо больше, если есть потребность, и при этом все равно были бы сэкономлены огромные деньги за счет сокращения закупок, как обычно позднее обнаруживается, абсолютно неэффективных в условиях Москвы зарубежных химических реагентов.

Итак, подытожим. И то есть, и другое и третье, и вроде бы всем всё ясно, а все чего-то не хватает. Но чего? И это, как говорит многолетний опыт автора, как раз самый сложный случай, когда всем всё ясно, а дело не идет. И тогда автор наивно почему-то вспоминает фотоснимки, когда Ленин на субботники ходил и, видимо, подчеркивая важность момента и необходимость поддерживать порядок, лично таскал бревна. Читатель может подумать, ну вот, автор, собака, еще и Ильича приплел. Перефразируя `12 стульев`, скажет: `ему-то там, Ленину, в Москве в 18-м году, небось, хорошо было, вот и таскал...`. А здесь в Вене - другое дело. Надо же современные мировые проблемы решать. Это конечно так, и автор даже представить не может, чтобы к примеру Бородавкин с Берденниковым вдруг подхватили бревно и куда-то его потащили. По нынешним временам звучит как-то не особенно серьезно. Тем более, где это сказано, что запрещается оставлять прилегающий к представительству тротуар не расчищенным? Нигде. А раз не запрещено, значит можно. И, как говорится, катитесь колбаской.

В свете сказанного, следует признать: автору совершенно очевидно, что ситуацию с чисткой прилегающих территорий в российском представительстве рассматривать, как модель ситуации в Москве просто нелепо. Как говорил мудрый украинец Кучма, Украина - не Россия, а значит, и тем более, Москва - не Вена. Оно и справедливо. И вот в Москве нынче катастрофа. Все замело. Транспорт едва движется, люди мокнут, падают, портят одежду и обувь, что-то себе ломают. Все это видим по телевидению. Действительно причем здесь Вена с ее моделью? Разве только при том, что нет спасительной альтернативы - дороги с `противоположной` стороны, иначе говоря, нет порядка. И по какому-то упрямству иногда автору кажется, что австрийцы, будь у них такая ситуация, все равно что-нибудь бы да придумали, уж очень организованная нация. Так что следует активно изучать и перенимать их опыт.

У нас, конечно, тоже некоторый собственный опыт есть, и его отрицать нельзя. На днях по ТВ показали сюжет. Некий мэр из Турции приехал в Москву ознакомиться, как здесь борются с оледенением. Ему объяснили, что Лужков для этого специальные реагенты ежегодно закупает. Каждый год разные, пока оптимальная формула, к сожалению, не найдена. Тот спросил о цене и пришел в ужас (бешеные деньги, страшно сказать, правда того при этом не учитывает, что если вдруг постигнет неудача и партию забракуют, то, по крайней мере в России, особой проблемы нет, материал-то расходный, спишут и дело, как говорятся, с концом). Но турецкий мэр этих вещей не понимает или прикидывается. Говорит, нет, мы это не потянем, даже несмотря на то, что и зима в Турции покороче. А теперь представим, если бы этот турок приехал в Вену. Думаю, узнал бы примерно следующее: первое - всегда ясно, кто за что отвечает, и есть четко установленный порядок; второе - чистят снег сразу, как выпадает, пока не спрессовался; третье - посыпают гравием (заметьте не песком), тогда, даже если остается ледяная корка, долго не скользит; четвертое - по определенной системе мобилизуют людей и широко используют малую технику. А когда лед растает, гравий опять собирают и хранят в специальных боксах на каждой улице. И все работает четко, и уже давно. Правда есть недостаток. Чиновник при такой системе мало что заработает, реагенты в этом плане повыгодней. Так что есть над чем подумать...

Тем временем, говорят, в Москве, вопреки решительным протестам самого Лужкова, ему, несмотря на недостатки с уборкой снега и некоторыми другими проблемами, в это же самое время благодарные коллеги решают вопрос о том, чтобы поставить памятник. И, можно почти не сомневаться, решат, хотя, возможно, отдельные граждане будут и не особенно довольны, но ведь всем не угодишь. И поэтому автор полагает, что надо поставить сразу два памятника. Один из металла, например, из меди, как в Америке Колумбу. (Помните известный проект с продажей нашей меди за рубеж, о нем еще много писали в начале 90-х? Тогда вдруг случайно обнаружили, что вывезенной беспошлинно меди хватило бы, чтобы установить такие памятники, вроде статуи Свободы, во всех южноамериканских столицах). И поставить этот памятник на площади. Другой (можно с супругой) - попроще из какого-нибудь не особенно дорогого расходного материала - поодаль где-нибудь на заднем дворе. И рядом положить дубинки, чтобы все желающие, ну из тех, которые не довольны, могли лупить. Говорят, это широко практикуют в Японии для мастеров участков на малых и средних предприятиях. Работает отменно: чучела из пластика и гуттаперчи колотят, а самих мастеров не трогают. Напротив, начальство их ценит и уважает. А главное - все довольны. Верно говорят, Восток - дело тонкое. А пока, возвращаясь к Вене, замечу, что некоторые наши соотечественники на халяву продолжают ходить по правой стороне улицы Чоккегассе. Вот и автор тоже, хотя и пишет эти строки, там ходит. Вопреки протесту в душе при мысли о патриотизме.

Леонид СУМАРОКОВ, журналист. Вена, 28.02.2005.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован