Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
22 января 2019
274

Монетарная политика США в период мирового финансового кризиса: первая программа количественного смягчения (ноябрь 2008- декабрь 2009)

Main an

 

В период острой фазы мирового финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг. невысокая эффективность классических инструментов денежно-кредитной политики[1] вынудила денежные власти США прибегнуть к нестандартным мерам поддержания финансовой стабильности и стимулирования экономического роста.

В частности, для сохранения устойчивости финансовой сферы и преодоления экономического спада монетарные власти США стали активно использовать механизм эмиссионного фондирования, официально провозгласив политику так называемого «количественного смягчения» (Quantitative Easing - QE).

В США в начале кризиса основной целью данной кредитно-денежной политики было преодоление «ловушки ликвидности», в которую попала американская экономика после того, как ФРС США, 16 сентября 2008 г. снизила ставку по федеральным фондам (Federal funds rate) до рекордно низкого уровня в диапазоне от 0 до 0,25%.

Соответственно был зафиксирован и самый низкий уровень эффективной ставки, отражающей реальную стоимость кредитных ресурсов на рынке, которая в конце сентября 2008 г. составляла 0,14%.[2]

Такой уровень ставки по федеральным фондам и эффективной ставки оказались самыми низкими в экономической истории США с середины 60-х годов прошлого столетия.

Инициатором политики количественного смягчения считают бывшего главу ФРС Бена Бернанке. По его указанию была разработана монетарная стимулирующая программа количественного смягчения, которая получила название «крупномасштабная покупка активов» (Large-scale Asset Purchase LSAP), основными финансовыми инструментами которой стали:

  • предоставление дополнительной ликвидности, путем выкупа «токсичных» активов и других долговых обязательств («бэйлаут»);
  • количественное расширение баланса центрального банка и денежной базы;
  • прямое кредитование банков и других финансовых институтов частного сектора.

Фактически, политика QE является эмиссией необеспеченных электронных денег и рассматривается денежными властями как экстренная временная мера для выхода из финансового кризиса и стимулирования экономического роста.

В рамках проведения политики монетарного стимулирования экономики в США в кризисный и посткризисный период были разработаны, приняты и реализованы три программы количественного смягчения (Quantitative Easing - QE) – «QE 1», «QE 2» и «QE 3»

 

Первая программа количественного смягчения «QE 1»

 

Первая программа количественного смягчения «QE 1» начала осуществляться в США в ноябре 2008 г. после банкротства крупного инвестиционного банка «Lehman Brothers Holdings, Incи имела целью недопущение краха и финансового коллапса других крупных американских корпораций, государственных агентств, частных банков и предприятий.

В этот период появился новый специальный международный финансовый термин «too big to fail», который переводится ка «слишком большие, чтобы обанкротиться».[3]

Этим термином стали обозначать крупные национальные финансовые учреждения, банкротство которых в силу масштабности их деятельности может иметь катастрофические последствия для финансовой системы и экономики в целом.[4]

К концу 2008 г. в сложной финансовой ситуации оказались другие ведущие американские транснациональные и инвестиционные банки, в том числе – «Merril Lynch & Co.», «Goldman Sachs, Inc», «Morgan Stanley», «Bear Stearns Companies, Incи др.

На грани банкротства была «American International Group», Inc.» (AIG) – ведущая американская страховая корпорация, один из мировых лидеров в области личного и имущественного страхования.

 Для спасения от банкротства страховой корпорация AIG правительством было принято решение о выделении ей финансовой помощи в размере 182,5 млрд долл., в том числе 85 млрд долл. в форме прямого кредита ФРС.

Взамен на предоставленную финансовую помощь государству было передано 79,9% акций страхового гиганта.

Серьезные финансовые проблемы были у крупнейших американских ипотечных компаний таких как «Fannie Mae» (Федеральная национальная ипотечная ассоциация) и «Freddie Mac» (Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита),   

По состоянию на 31 марта 2008 г. портфель ценных ипотечных бумаг «Fannie Mae» составлял 722,8 млрд долл., объём гарантированных компанией долговых обязательств — 2,97 трлн долл.

Портфель ипотечных облигаций «Freddie Mac» составлял 709,8 млрд долл., объём гарантированных ею долговых обязательств — 1,44 трлн долл.[5]

На фоне ипотечного кризиса, ценные бумаги этих компаний с января по июль 2008 г. потеряли свыше 80 % своей стоимости.

С целью не допустить финансового краха ведущих государственных американских ипотечных компаний «Fannie Mae» и «Freddie Mac» правительство США вынуждено было принять решение об их срочной финансовой санации.

Спасение от краха крупнейших ипотечных компаний США   администрацией осуществлялось путем:

  • введения административного контроля за их деятельностью;
  • покупки их долговых обязательств
  • путем прямого кредитования.

Руководители ипотечных компаний «Fannie Mae» и «Freddie Mac» 7 сентября 2008 г. были отправлены в отставку и контроль за деятельностью этих компаний взяло на себя Федеральное агентство по жилищному финансированию.

Коме того ФРС США объявило о выкупе выпущенных этими компаниями ипотечных облигаций на общую сумму в 1,25 трлн долл.

При выкупе облигаций денежные власти США столкнулись с проблемой реальной оценки активов компаний, на балансе которых скопилось значительное количества деривативов.

В условиях парализованного и неликвидного рынка производных долговых обязательств отсутствовали методы возможной оценки стоимости ипотечных ценных бумаг. Многие из них тогда не стоили и четверти своего номинала, а стоимость некоторых финансовых активов было трудно оценить.

Для решения этой задачи в конце 2008 г. ФРС была разработана специальная методика, которая получила название «mark-to-market» (MTM), в которой были изложены правила оценки производных финансовых инструментов.

По новым правилам все деривативы делились на три категории. К первой категории относились ценные бумаги, которые торгуются на фондовом рынке и соответственно имеют рыночные котировки. Это в первую очередь относится к так называемым биржевым деривативам.[6]

Ко второй категории — финансовые инструменты без рыночных котировок, их стоимость рассчитывается по специальной формуле, которая основана на сравнении этих финансовых активов с аналогичными ценными бумагами, имеющими рыночные котировки.

К третьей категории относились финансовые активы, у которых нет ни котировок, ни похожих аналогов, поэтому их оценка осуществлялась на экспертном уровне.

Таким образом, вложения ФРС в долговые бумаги ипотечных компаний, прямые кредиты ФРС и другие формы эмиссионного фондирования уже в декабре 2008 г. составили более 1 трлн. долл., хотя еще годом ранее подобные финансовые вложения ФРС не осуществлялись.

Первая стимулирующая программа «QE 1» была завершена через год в  декабре 2009 г. За время ее реализации ФРС было выкуплено обесцененных ипотечных облигаций и других долговых обязательств компаний и банков на общую сумму в 1,7 трлн. долл. США, что позволило избежать их финансового банкротства.

При этом баланс ФРС США увеличился с августа по декабрь 2008 г. в 2,4 раза, примерно с 930 млрд. долл. до 2,2 трлн. долл.

Увеличение эмиссионного фондирования привело к росту денежной массы, объем которой в период с января по сентябрь 2009 г. увеличился до 8,3 трлн. долл. Коэффициент монетизации американской экономики возрос с 54% в 2008 г. до 60% в 2009 г.

По мнению экспертов основным положительным эффектом реализации программы «QE1» было спасение от банкротства крупных американских банков, ипотечных и страховых компаний.

При этом стимулирующий эффект эмиссионного фондирования оказался недостаточным для преодоления ипотечного кризиса и выхода экономики СЩА на траекторию роста.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

 

[1] К традиционным методам денежно-кредитной политики относятся изменения целевой межбанковской ставки, операции на открытых рынках, изменения ставок резервирования и др.

[2] Валентин Катасонов.  Игры вокруг процентной ставки Федерального резерва.  «Всесоветник» интернет журнал, октябрь 2017 г.

[3] Andrew Ross Sorkin. Too Big to Fail: The Inside Story of How Wall Street and Washington Fought to Save the Financial System — and Themselves). Hardcover,

Published by Viking, October 20th 2009, 600 pages.

[4] Базельским комитетом по банковскому надзору были подготовлены рекомендации относительно регулирования организаций «too big to fail», в том числе применения повышенных требований к достаточности капитала и повышения прозрачности банковских операций.

[5] Unconventional Choices for Unconventional Times: Credit and Quantitative Easing in Advanced Economies. International Monetary Fund, IMF Staff position note, SPN/09/27, Prepared by the Research and Monetary and Capital Markets Departments, November 4, 2009.    

  • [6] опционы (options) и варранты (warrants), ценные бумаги, дающие их обладателю право (но не обязанность) продать или купить определенные активы по зафиксированной в контракте цене;
  • фьючерсы (futures) и форварды (forwards), т.е. стандартизированные для биржевой торговли— контракты на будущую поставку различных активов (товаров, валюты, ценных бумаг) по зафиксированной в контракте цене;
  • свопы (swaps) — контракты на обмен активами или платежами в течение определенного срока по согласованной заранее цене.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован