Эксклюзив
Смирнова Ольга Олеговна
11 декабря 2017
1139

От стратегического планирования к национальной безопасности России

Main yfmzalat580

При цитировании ссылка на источник информации обязательна! 

 

Опубликовано:  

Смирнова О.О. От стратегического планирования  к национальной безопасности �HYPERLINK "https://elibrary.ru/item.asp?id=29810009" России // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2016. Т. 2. С. 6-10. 

УДК 338.246.4  

ББК 65.23 

ОТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 

(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ) 

Смирнова О.О. 

STRATEGIC PLANNING TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA 

(INTRODUCTORY ARTICLE) 

Об авторе: Смирнова Ольга Олеговна, доктор экономических наук, Заместитель Председателя СОПС ВАВТ Минэкономразвития России. 

Аннотация: Формирование системы государственного стратегического планирования является решением многих фундаментальных задач государственного управления и национальной безопасности, но тормозится отсутствием методологии планирования и осознания важности задачи в научном сообществе. 

Ключевые слова: Государственное стратегическое планирование, национальная безопасность, государственное управление, формирование системы стратегического планирования. 

Мир очень быстро меняется сегодня. Причем изменения касаются не только динамики процессов. Сегодня зачастую меняется суть самих экономических и политических процессов в мире. Россия не стоит в стороне, мы также находимся в этом стремительном движении. 

Основные задачи стратегического планирования: предвидеть указанные вызовы и угрозы, а также обеспечить баланс ресурсов для оперативных и стратегических задач при предотвращении угроз (национальной безопасности), не допустить перекосов… Важно, чтобы перераспределение ресурсов на оперативные задачи не противоречила ресурсному обеспечению реализации долгосрочных целей развития государства. Надо отметить, что в этом ключе разработка стратегических документов – это инструментарий (а не цель), позволяющий определять цели и осуществлять координацию государственного и муниципального управления. 

Без полноценно функционирующей системы стратегического планирования невозможно оперативно рассчитывать последствия принятия решений и влияние решений на базовые социально – экономические показатели развития страны; обеспечить сбалансированность ресурсов, включая бюджетные ресурсы и экономический эффект от реализации конкретных мероприятий (строительства объектов федерального и регионального значения); оценивать воздействия как внутренних, так и внешних действий на развитие государства, состояние экономики в целом, ее промышленного производства, фондового рынка и социального сектора.  

Мир существенно усложнился, кризис как экономический, так и экономических теорий только углубился, приемлемые решения не могут возникнуть сами собой. Экономика стала совершенно иной, будущее принципиально отличается от прошлого. Нужен новый современный инструмент, позволяющий работать в новой сложной и быстрой экономике, в которой возникают новые экономические ресурсы, принципиально изменяется соотношение стоимости экономических ресурсов, возникают новые экономические механизмы [1]. 

Но изменения касаются не только экономической сферы. «Война стремительно меняет свое лицо» [2], меняются средства обороны, нападения, боевых действий, помимо применения силы на первый план выходят экономическое давление посредством санкций. Другими средствами  войны в 21 веке становятся новейшие достижения науки и технологий. Меняется природа военных конфликтов. Приобретая гибридный характер, современный войны  охватывают не только военные, но и социальные, культурные, информационные сферы жизни общества.   

Российская академия наук к числу 4-х важнейших проблем развития человечества сегодня относит отсутствие адекватной теории развития человеческого общества и прогнозного инструментария. Неграмотная экономическая политика может привести к тяжелейшим последствиям для человечества. Существо же экономической науки составляет именно прогноз последствий реализации принимаемых решений. 

Таким образом, государство нуждается в новой экономической модели, способной в существующих условиях обеспечить его безопасность и экономически эффективное развития через систему государственных программ, используя систему государственных корпораций и предприятий с государственным участиям, создавая для частного капитала условия, при которых им будет выгодно реализовывать направления в экономики в соответствии со стратегическими планами  развития государства. 

Стратегическое планирование призвано в первую очередь обеспечить системный подход как в подготовке документов стратегического планирования, так и в их последовательной реализации. Такой подход должен придать новый импульс решению задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в системе государственного управления.  

С момента подписания закона прошло 2 года, однако до сих пор  система стратегического планирования находится на начальной стадии формирования. Основные усилия с момента принятия федерального закона от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» были направлены в основном на формирование отдельных документов. На практике и сегодня сохранился тренд, который был до утверждения Закона - тренд на разработку стратегий и стратегических документов. Как разрабатывались стратегии отраслей, субъектов Российской Федерации, проч. так и разрабатываются. 

Сегодня и у практиков, и в научных кругах нет потребности в разработки методологии стратегического планирования, научных и практических подходов к реализации принципов стратегического планирования. Научная мысль сегодня «застряла» на обсуждении разницы между стратегиями, доктринами и концепциями и не желает развиваться дальше наукообразия и обсуждения тезауруса. 

Или мы просто боимся себе признаться, что сегодня уже жизненное необходима не прости система стратегического планирования, а интеллектуальная распределенная прогностическая система, обеспечивающая многоуровневую увязку прогнозов развития технологий, техники, целей социально-экономического развития, включая уровня жизни населения, сбалансированность всех видов ресурсов, интересов частного капитала, сбалансированности развития отраслей национальной экономики, экономики, которая должна обеспечить возможность принципиально новой постановки задач – предварительный расчет вероятности реализации технологий и изделий, оценка затрат и экономической значимости в ценах будущих периодов и корректировка на этой основе текущих инвестиционных программ; предназначенная в первую очередь изучать связи, увязывать модели крупнейших предприятий и муниципальных образований, системные схемы взаимодействия крупнейших экономических объектов, что позволит разобраться в хитросплетениях экономических показателей, оценить их взаимозависимость и влияние на общую ситуацию, будущие изменения и лучшие способы использования имеющейся информации. 

Однако, складывается ощущение, что академическая наука, от которой, собственно и ждут методологии формирования системы государственного стратегического планирования, не в состоянии даже реально оценить ситуацию по данной проблематике. А для красоты словца постановку и решение фундаментальных задач государственного управления назвали «заведомо нерешаемая задача стратегического планирования». 

Вместе с тем, работа в части стратегического планирования в целях повышения качества гос. управления должна выстраиваться по следующему алгоритму. Должны быть определены базовые стратегические цели, вызовы и угрозы в вопросах социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны. Данные цели, вызовы и угрозы должны найти отражение в положениях основных стратегических документов (стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегия национальной безопасности Российской Федерации, стратеги пространственного развития Российской Федерации, др.). Указанные цели, задач и приоритеты развития регионов, отраслей экономики и сфер государственного управления должны быть детализированы в региональных и ведомственных документах стратегического планирования Российской Федерации на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением. 

Очевидные и простые на первый взгляд подходы на настоящее время не реализованы, несмотря на многоплановую работу на всех уровнях власти по реализации положений закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». 

Важным элементом системы сегодня является определение показателей, отражающих поставленные цели, и их целевых значений. Большая работа должна быть проделана для формирования единой системы показателей, пронизывающей все уровни стратегического планирования. Должен быть выстроен системный мониторинга реализации документов стратегического планирования, мониторинг достижения в установленные сроки запланированных показателей. Ограниченность бюджетных средств заставляет сегодня в рамках системы стратегического планирования обратить внимание на необходимость достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов. 

3 июля 2015 г. на расширенном заседании Совета Безопасности Российской Федерации по комплексу вопросов, связанных с обеспечением безопасности и национальных интересов России в условиях санкций со стороны ряда государств, Президент России В.В. Путин отметил, что необходимо «разработать и представить новые предложения по концептуальным основам стратегического планирования и прогнозирования устойчивого социально-экономического развития России». 

В этой связи на повестки дня комплексное формирование системы государственного стратегического планирования, выстроенное на реализации в полном объеме принципов организация и функционирование системы стратегического планирования, отраженных в указанном федеральном законе. Важно будет сформировать и внедрить единую систему порядка осуществления стратегического планирования, формирования отчетности о реализации документов, систему мониторинга и корректировки задач и ресурсов для достижения поставленных долгосрочных целей стратегического планирования. 

Для повышения эффективности государственного управления в части стратегического планирования будут важны все элементы системы – от качества документов стратегического планирования до оценки результативности и эффективности реализации решений, принятых в процессе стратегического планирования. 

Именно такие задачи стоят сегодня перед нами на ближайшие два года, до вступления 1 января 2019 года в силу положений закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в полном объеме. 

Список литературы: 

1. Прохоров В.Н., Смирнова О.О., Математический инструментарий системы государственного стратегического планирования  России. М., 2016 . 

2. Савин Л. Новые способы ведения войны: как Америка строит империю. – СПб.: Питер, 2016. 

3. Липина С.А. Социально-экономические аспекты регулирования миграционных процессов и национальная безопасность // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2013. № 9 (9). С. 14.Разрыв страницы 

Сборник научных трудов 

 

Стратегическое планирование: проблемы и перспективы 

 

 

Материалы 

Второй всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования 

 

«ФОРУМ МОЛОДЫХ СТРАТЕГОВ – 2016» 

 

 

Корректор: Исакова Г.Р. 

 

 

 

 

Издательство МНЭПУ 

Москва, ул. Космонавта Волкова, 20

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован