Эксклюзив
11 ноября 2011
10634

Отец Николай Лызлов: На пороге конца света. часть 4. О причинах. Поиски выхода

Наверно нет смысла приводить всё новые и новые факты, рисующие гибельное состояние нашего общества.

Гораздо целесообразней поразмышлять о его причинах.

Более ста лет тому назад, Лев Николаевич Толстой (1928-1910) писал: "России нужна религия. Я тянул эту песенку и буду ее тянуть, сколько мне еще осталось жить, потому что без религии в России наступит, на сотни лет, царство денег, водки и разврата".

Современный исследователь доктор медицинских наук А.В. Немцов, констатировавший в статье "Есть такая наука - алкология" что: "в современной России алкоголь - мощный деградационный фактор, резко усугубляющий социальное неблагополучие в стране", анализируя причины массовой алкоголизации населения, пишет, что "главная беда последних лет - это утрата привычных смыслов жизни и неопределённость будущего у большинства россиян" (Журнал "Природа" 1995, N1, с.28).

В уже цитировавшейся статье сказано: "Массовая наркотизация населения России, и, прежде всего молодого поколения, является на сегодняшний день одной из самых острейших проблем нашего общества. По мнению специалистов ПРИЧИНЫ наркомании надо искать в ДУХОВНОСТИ ОБЩЕСТВА, в котором мы с вами живём, а так же в ДУШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ" ("Независимая газета" 25.6.1999).

"Похоже, что еще лет 10-20 такой жизни, и над просторами любимой родины прогремит дружное, раскатистое "ку-ку". Что наша жизнь? ДУРДОМ... Ненужно быть Фрейдом или Кащенко, чтобы понять, что массовое съезжание отечественных "чердаков" обусловлено социально-экономическими причинами: жить стало хуже, жить стало тяжелее. "..." Психиатры, впрочем, грешат не только на пустые кошельки и взвинченные нестабильностью нервы. Существенную роль, по их мнению, играет кризис устоев и ценностей - крушение старых идеалов при отсутствии новых, утрата "жизненного стержня". Об этом, кстати, говорит тот факт, что ни один из "чёрных вторников" (понедельников, сред, пятниц...) не привёл к всплеску суицидных попыток. Потеря смысла жизни отечественному сердцу страшнее, чем обвал на бирже или кремлёвские перетряски" ("Московская правда" 21.10.1999).

Доктор медицинских наук, академик Российской академии естественных наук Игорь Гундаров считает, что "темпы смертности в России и на Украине достигли такого уровня, когда появился термин "периода полураспада нации". В частности, на Украине при существующих условиях жизни население уменьшится ВДВОЕ через 60 лет, а в России - через 70 лет. "...>>

Не плохая экология, бедность и излишний вес, а именно духовное неблагополучие является главной причиной кризиса, уверен академик Гундаров. "Главная причина - духовное неблагополучие. Это то зависит от того, куда мы идем: к храму или от храма" (Сайт "Православие.ru" Новости православия 08.02.2005).

Выступая 15 декабря 2004 года с докладом на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II сказал:

"Нет ничего хуже самоубийства, однако количество этих страшных грехов с каждым годом растет. Основная причина этого явления - отсутствие цели в жизни, неверие в жизнь будущего века" (Официальный сайт РПЦ).

В публикации "Эксперты подсчитали число умерших от потери смысла жизни" Юлия Кивина пишет: "В 1990-е гг. из-за утраты веры в себя и в страну умерли до 11 миллионов россиян. Такого мнения придерживаются участники круглого стола "Кто доживет в России до пенсии?" в пресс-центре ИА "Росбалт"" (Сайт "YTPO.ru" 02 ноября, 2010, 17:15).

А спустя полтора месяца в публикации "Россиян убивает собственный пессимизм" Татьяна Солянова напишет: "Россия - страна уныния, писала я недавно. Сегодня у меня есть по этому поводу две новости. Как водится, хорошая и плохая. Плохая новость: Россия действительно страна уныния. Причем уникального - такими несчастными при сравнимых условиях жизни не чувствуют себя граждане ни одной другой страны. Это научно доказанный факт: в рамках исследования World Values Survey (WVS, "Всемирное исследование ценностей") на протяжении 30 лет составляется "рейтинг счастья" для 90% населения Земли. Россия в нем болтается в районе Нигерии и Ирака.

Хорошая новость: руководитель этого масштабного исследования, профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт приглашен в Россию для диагностики и лечения этой болезни. "...>> Так вот, в России уровень счастья феноменально низок для страны такого экономического уровня. Рядом с нами в рейтинге WVS - разоренный войной Ирак, где каждый день гремят взрывы, и переполненная бандитами Нигерия. Да, на нас так подействовало крушение СССР - в России Инглхарт проводил измерения с 1991 г. каждые пять лет "...>> Однако поиск первопричины - это все же интереснее ученому, а не нам, несчастным. Нам бы понять, можно ли что-то с этим сделать. Инглхарт говорит, что можно. Причем, довольно быстро - в два-три года. "...>> Впрочем, по мнению Инглхарта, выбора особого нет. Потому что наш пессимизм нас убивает. И если не захотим меняться, профессор Инглхарт выступит в роли ПАТАЛОГОАНАТОМА, а не доктора" (Сайт "YTPO.ru" 15 дек 2010, 05:13).

И так, причины негативных явлений в нашей стране носят духовный характер, обусловлены неспособностью господствующего - атеистического - мировоззрения дать удовлетворительный ответ на вопрос о смысле жизни.
Сие мировоззрение не может дать оснований для нравственного отношения к другим и миру.

* Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: "Из материализма нравственности не выведешь" /т.10, с.297/" (Цитата по брошюре: Информационно-координационного центра Православного образования в России "К.Д. Ушинский как педагог - христианин" М., Высокопетровский м-рь, 1994, с.7).

22 года тому назад врач Дмитрий Притула написал: "... Когда начальник временщик, это беда. Но худшая беда, когда временщиком понимает себя каждый. Он как бы взялся ниоткуда, он как бы на минутку заскочил на эту землю и усквозил далее. А что будет после - да какая ему разница, если его не будет? Психология временщика известна: никто не вспомнит ни обо мне, ни о моих делах, никто не разберётся украсил я землю или наоборот загадил её" (Журнал "Нева" 1988, N3, 154).

"Русский публицист и социолог" Николай Яковлевич Данилевский "Требование нравственного образа действий есть не что иное, как требование самопожертвования. Самопожертвование есть высший нравственный закон. Собственно говоря, это тождественные понятия. Но единственное основание для самопожертвования есть безсмертие, вечность внутренней сущности человека; ибо для того, чтобы строгий закон нравственности или самопожертвования не был нелепостью, заключающею в себе внутреннее противоречие, очевидно необходимо, чтобы он вытекал из внутренней природы того, кто должен на его основании действовать, точно так же, как и во всех природных или, тоже самое, божественных законах. Но если для человека всё оканчивается здешнею жизнью, то, без сомнения, и законы его деятельности не могут ниоткуда иначе почерпаться, как из требований этой же жизни, - из того, что составляет её сущность, то есть из требований временного спокойствия, счастья, благоденствия, в которых каждое существо находит конечную и даже единственно вообразимую цель своего бытия. Только в том случае, ежели не в этом заключается внутренняя потребность нашей сущности, духа, как мы его называем, - если в нём содержится нечто иное, неисчерпываемое содержанием временной земной жизни, может быть выставляемо и иное начало для его деятельности, начало нравственности, любви и самопожертвования" (Цитата по книге: "...Из русской думы" т.1, М., 1995, с.191-192).

В письме Н.Л. Озмидову (Февраль 1878. Петербург) Ф.М. Достоевский пишет: "Скажу вам лишь одно слово: всякий организм существует на земле, чтобы жить, а не истреблять себя.

Наука определила так и уже подвела довольно точные законы для утверждения этой аксиомы. Человечество в его целом есть, конечно, только организм. Этот организм безспорно имеет свои законы бытия. Разум же человеческий их отыскивает. Теперь представьте себе, что нет Бога и безсмертия души (безсмертие души и Бог - это всё одно, одна и та же идея). Скажите, для чего мне тогда жить хорошо, делать добро, если я умру на земле совсем? Без безсмертия-то ведь всё дело в том, чтоб только достигнуть свой срок, и там хоть всё гори. А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтоб не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне, если уж не резать, так прямо не жить на счёт других, в одну свою утробу? Ведь я умру, и всё умрёт, ничего не будет! Таким образом, и выйдет, что один лишь человеческий организм не подпадает под всеобщую аксиому и живёт лишь для разрушения себя, а не для сохранения и питания себя. Ибо, что за общество, если все члены один другому враги? И выйдет вздор" (Цитата по книге: "...Из русской думы" т.1, М., 1995, с.160-161).
***

Известный телеведущий, автор многих документальных фильмов Алексей Денисов: "... Я занялся темами, связанными с истреблением православных корней русской культуры. Я был ошеломлён и раздавлен, когда столкнулся с архивными материалами по конфискации церковных ценностей, расстрелами духовенства, деятельности союза воинствующих безбожников, по закрытию храмов и сносу их в хрущёвские времена. У Бунина и Ильина я стал находить слова о том, что самое страшное, что делается в России, - истребляют в людях образ подобия Божьего. "Лик Христа истребляется в человеке. И потом мы увидим скота". Сегодня мы этого скота лицезреем в изобилии" ("Литературная газета" 11-17.4.2007, с.1).
К этому добавились идеалы общества потребления.

Писательница, член Русского ПЕН - клуба Олеся Николаева пишет: "Проблема любви. "..." ХХ век имел два грандиозных проекта по созданию такого общественного "гомункулуса": первый - это "сверхчеловек германского национал-социализма, второй - это строитель коммунизма эпохи советского интернационализма. "Новый человек" эры Водолея - это воплощение уже третьего богоборческого замысла о человеке. "Такого низменного идеала человечество ещё не выдумывало, - пишет Р. Гальцева, - даже фашистская "белокурая бестия" при всём культивировании в ней животного начала ... несёт в себе некий ницшеанский сверхчеловечекий отблеск... Что же говорить о морали "строителей коммунизма"? Она не так уж расходилась с общечеловеческой моралью, взошедшей в нашей цивилизации на христианской закваске и отборных классических идеалах. Головной атеизм коренным образом не изменил образа человека "..." Если отбросить идеологический антураж, герой соцреализма, по сравнению с "рассвобождённым" персонажем 90-х годов - это всё равно, что Персей супротив Медузы Горгоны... В лице образцового "сексуального партнёра" предстаёт безпрецендентно дегуманистический, предельно антагонистический традиционному в русской культуре "положительно-прекрасному" человеку отрицательно - безобразный субъект." Школьная программа "сексуального воспитания", предполагающая отбросить "ложную стыдливость", на деле предлагает взрастить в детях, призванных стать "новыми людьми", тотальное безстыдство; телепередачи, проповедующие порок в качестве жизненной нормы и отстаивающие права человека на извращения; фильмы в которых откровенная похабщина становится уже общим местом "будничного дневного сознания", - весь этот мутный поток, хлынувший на нас словно из преисподней, давно уже смёл все грани приличий, разметал все самозащитные ограждения, так что человек со всеми его "правами" оказался беззащитным и обнажённым перед этим повальным безпутством и наглым вторжением в заповедные области его жизни" (Олеся Николаева "Современная культура и Православие" М., 1999, с.118-119).

Доктор богословия и филологических наук М.М. Дунаев пишет: "В просвещении, в том состоянии, в какое оно выродилось к концу XIX столетия, В.С. Соловьёв видит начало безнравственное, губительное для жизни:

"Народ имеет здравый смысл и сразу поймёт, в чём сущность современного просвёщения, а сущность эта, как бы она ни прикрывалась, состоит в отрицании всякого духовного, нравственного начала и в утверждении одной животной природы. Вся мудрость века сводится к очень простому положению: ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ СКОТ.

Вот тот свет, которым мы можем просветить наш тёмный народ! Правда, нравственное состояние этого народа очень низко, он упал почти до скота; но пока он сохраняет великое понятие о "грехе" пока он знает, что человек не должен быть скотом, до тех пор остаётся возможность подняться, но когда его убедят, что он по природе своей есть скот, и следовательно живя скотски поступает соответственно лишь своей природе, тогда исчезнет всякая возможность возрождения".
Так Соловьёв писал в 1873 году, и ещё злободневнее звучат эти слова век с четвертью спустя" (М.М. Дунаев "Православие и русская литература" ч.Y, М., 1999, с.66).

* В статье "Христианство и современный прогресс" Иван Сергеевич Аксаков писал: "Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечёт - уже совлекает - с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином" (Цитата по журналу "Русское возрождение" 1997, N2-3(69-70), с.87).

Алексей Алексеевич Ухтомский "физиолог, академик АН СССР. Исследовал процессы возбуждения, торможения и механизмы лобильности. Создал учение о доминанте, об усвоении ритмов внешних раздражителей органами и другие. Премия им. В.И. Ленина" ("Советский энциклопедический словарь" М., 1985, с.1387).

"Там где оборвано предание Христовой Церкви ЧЕЛОВЕЧЕСТВО БЫСТРО СКАТЫВАЕТСЯ В ЖИВОТНОЕ СОСТОЯНИЕ" (Журнал "Новый мир" 1998, N2, с.223).

Профессор Георгий Петрович Федотов в статье "О национальном покаянии" пишет: "Человек без Бога не может оставаться человеком. Обезбоженный человек становится ЗВЕРЕМ - в борьбе - или домашним животным - укрощённым цивилизацией" (Федотов Г.П. "Судьба и грехи России" т.2, СПб, 1992, с.43).

Академик Российской академии образования, зав. сектором Института философии РАН Л.П. Буева сказала: "... став обладателем огромной мощи и техники, человек стал ещё более опасен для самого себя, поскольку о себе, своих возможностях, своих тайнах человек знает меньше, чем о природе и обществе. "... " Человек действительно "открытая система", он способен и к "восхождению" и совершенствованию, о чём свидетельствует история культуры, но он способен и к "внутреннему одичанию", "нисхождению", и если первое требует столетий огромного душевного труда, то второе - просто "снятия культурных одежд", декультурация, которая может произойти за одно поколение". "..." Генетик А. Нейфах отметил огромную дисгармонию между интеллектуальной и нравственной культурой человека, подчеркнув, что вступая в XIX век более или менее интеллектуально подготовленным, в нравственном отношении человек находится на уровне кроманьонца" (Журнал "Вопросы философии" 1999, N3, с.12-13).

* Доктор философских наук, профессор А.В. Гулыга выступая на Международной научной конференции, с докладом "Религия в нашей жизни. Позиция неверующего" сказал: "Человек, у которого нет святыни - животное. Так пусть же живёт и здравствует та область духовной деятельности, которая включает человека в национальное целое, учит добру, одаряет его очищающей верой в святыни на благо Родине и человечеству" ("Вестник Русского христианского движения" Париж - Нью-Йорк - Москва, 1990, N1(158), с.146).
Академик Российской академии образования И.В. Бестужев-Лада: "Православные ценности в общество надо возвращать безусловно. Потому, что человек без религии, без веры - это животное" (Журнал "Русский дом" 2003, N4, с.23).
* К.Д. Ушинский: "Материализм низвёл в своём миросозерцании человека до степени животного" /т.5, с.480/ (Цитата по брошюре: Информационно-координационного центра Православного образования в России "К.Д. Ушинский как педагог - христианин" М., Высокопетровский м-рь, 1994, с.7).

В книге посвящённой его философии Е.Н. Трубецкой в своей книге приводит мысль Фридриха Ницше (1844-1900): "Крушение религии будет иметь роковое значение для всех слабых вырождающихся человеческих типов: утратив веру в цель существования большинство людей мало-по-малу погрузятся в апатию, перестанут стремиться к чему бы то ни было и НАЧНУТ ВЫМИРАТЬ" (Князь Евгений Трубецкой "Философия Ницше. Критический очерк" М., 1904, с.52).

В трактате "О жизни" великий русский писатель, психолог, знаток человеческой души Л.Н. Толстой писал, о материалистическом взгляде на жизнь: "... При таком взгляде на жизнь смерть не только не должна быть страшна, но ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАШНА ЖИЗНЬ - как нечто неестественное и не разумное" (Толстой Л.Н. "Собрание сочинений" М., 1984, т.17-18, с.94-95).

* Другой великий писатель, психолог Ф.М. Достоевский писал: "...уничтожьте в человеке веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и ВСЯКАЯ ЖИВАЯ СИЛА, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖАТЬ МИРОВУЮ ЖИЗНЬ" (Достоевский Ф.М. "Собрание сочинений" М., 1982, т.11, с.82).

Как нам представляется, приведённые в работе "На пороге конца света" материалы подтверждают справедливость утверждения этих столь разных мыслителей.

* В статье "Мрачные мысли" академик РАН Б.В. Раушенбах пишет: "Когда начинаешь присматриваться к современному западноевропейскому обществу, относя к нему и современное российское, и общество Соединённых Штатов Америки, невольно возникает ощущение какого-то непорядка, изъяна. Пожалуй, основным в этом ощущении непорядка является отсутствие какой-либо крупной идеи, объединяющей людей и придающей их существованию высокий смысл.
"...>>

Приведённые выше признаки упадка современного западноевропейского общества (условно включая в него, как уже говорилось и российское, и общество США) невольно хочется сопоставить с историей гибели другого великого когда-то общества - древнеримского. Уж много общего в нашей и в западноевропейской жизни сегодняшнего дня и в культуре Рима периода его упадка и гибели. Действительно, Рим периода упадка не знал великих общенациональных задач (ведь Римская империя уже была создана), и основным принципом римского общества стал эгоизм и принижения уровня интересов отдельного римского гражданина. Высшие слои римского общества погрузились в пьянство и разврат, а низшие - плебс - стремились к безделью (пусть трудятся рабы!), даровым подачкам, зрелищам. И, как и высшие слои, к сексу. Все эти элементы и сегодня видны в европейском обществе, о чём уже говорилось выше. У нас в России наступила эпоха тотального пьянства, в результате которого быстро падает "качество" народа, рождается много неполноценных детей. На всех перекрёстках продаётся водка и всеми способами рекламируется секс. И то и другое - отличное средство заставить народ забыть великие цели. В пьесе Иона Друцэ "Падение Рима", об этом хорошо говорит понтифик - жрец главного римского храма: "Мир, всецело поглощённый половым инстинктом, прикидывающий, как и с кем бы ещё переспать, не заслуживает покровительства богов" (Раушенбах Б.В. "Пристрастие" М., 1997, с.418, 423-424).

Доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), директор Института развития дошкольного образования РАО Виктор Слободчиков в статье "Антропологический кризис в современной европейской культуре" пишет: "Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется слишком много людей с патологическим поведением, но когда в общественном сознании исчезает, падает до некоторого критического уровня понятие "нормы", "должного и ценного" (Сайт "Православие Ru" 7.2.2005).

В статье "Российская психология на перепутье" доктор психологических наук, профессор МГУ, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Образования Борис Сергеевич Братусь пишет: "...Вспомним, наконец, что мы пребываем в христианской культуре, центром которой является вера, поклонение, подражание Христу, духовная связь с Ним. Вспомним также, что ЦЕЛЫЕ ВЕЛИКИЕ НАРОДЫ ПОГИБАЛИ ТОГДА, КОГДА УГАСАЛ ОГОНЬ ВЕРЫ, РЕЛИГИИ ИХ ПИТАЮЩЕЙ ..." /и тогда/ "место римлянина заступает италианец, жителя Эллады - современный грек" (Сборник "Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов" М., "Наука", 1995, с.51).

* Доктор филологических наук, проф., лауреат Государственной премии Гелиан Михайлович Прохоров: "Перестройка сняла все нравственные табу. Господствует Миг - насладись! Наступила нахальная эпоха Мига, денег. Народ, не думающий о небе, недостоин жить на земле. Это не я сказал, а мудрые старцы. Мы же должны неустанно напоминать людям, что за нами и перед нами стоит самая реальная Вечность, связь с ней нельзя терять ни в коем случае. "...>> Спасение России только в возвращении к вере. Из Евангелия мы знаем, что Церковь достоит до конца света, а вот доживёт ли государство - неизвестно. Умное государство должно держаться Церкви, чтобы подольше ехать на корабле веры" (Газета "Радонеж" 2004, N9, с.11).

* Доктор химических наук, преподававший в МХТИ, в НИУ, в Военной и других академиях Николай Евграфович Пестов: "Устраняясь от богообщения и не желая "знать Бога", человек устраняет себя от Предвечной красоты, загнивает душой и как нарушающий своим безобразием мировую гармонию ДОЛЖЕН БЫТЬ УСТРАНЁН от последующих этапов в развитии мироздания" (Н.Е. Пестов "Современная практика православного благочестия" т.1, М., 2004, с.48).

***

Не к нам ли, наследникам Православной России - Нового Израиля - обращены слова пророков:
* "... живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?" (Иез.33,11).
"Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, призрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустошено, как после разорения чужими" (Исаия, 1, 2-8).

В послании к Римлянам апостол Павел пишет: "... когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, которых ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.

Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость и конец - жизнь вечная.
Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем" (Рим. 6, 20-23).

***
"Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?

Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь и живите" (Иез.18,31-32).

Составитель:
Священник Николай Лызлов

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован