Эксклюзив
Газеев Евгений Иванович
08 февраля 2016
3785

«Шаг» вперед, два «шага» назад…

«Hell is full of good meaning and wishings…» (Д. Герберт - богослов)

Читая, и не без интереса, публикацию, уважаемого Льва Александровича Гореликова: «Назад в будущее: русский проект ХХI века в нравственной ретроспекции современной эпохи», почему-то, по ходу представления для себя многочисленных размышлений и выводов автора, как-то само собою и где-то, скорее там, на уровне глубокого подсознания, непроизвольно начинает звучать тревожный звон гитарный струны и появляться надрывный «баритон» Высоцкого: «Вдоль обрыва по-над пропастью, по самому по краю…». А после этого, естественно, появляются и ассоциации, типа того, что ну вот, первая «ласточка» из нашего «прошлого» в наше «светлое будущее» уже и «прилетела»… Дочитав же до конца понимаешь, что вслед за этой самой «первой ласточкой» «летит» уже целая стая «журавлей», но только «летит» этот «клин усталый» каким-то совершенно необычным и странным способом, скорее похожим как «задом на перед»…

Безусловно, что публикация уважаемого Льва Александровича в целом содержит довольно много глубоких и по смыслу, и своему содержанию философских определений, пусть они даже и носят, во многом, метафизический характер, но это, в принципе, совершенно не важно, когда ты чувствуешь и понимаешь, что автор демонстрирует в своей работе очень высокий диалектической обработки избранной им темы.

Однако из всей общей череды все же обращают на себя особое внимание, по крайней мере, три очень существенных философских фактора, предложенных нам уважаемым Львом Александровичем.

Первый, связан с тем, что автор, как бы обозначая весь основной лейтмотив своего исследования, утверждает буквально следующее: «Главной особенностью современной эпохи истории человечества стал «антропологический кризис»…

Вообще-то «антропология», это наука о происхождении и эволюции человека и его рас… Но в истории человечества имеют место быть и печальные примеры того, когда эта самая «антропология» закладывалась как государственная политическая доктрина, в частности некоторыми чересчур «лихими хлопцами» германского происхождения в тридцатых годах прошлого века, мы ее тоже ощутили на себе и в самой полной трагизма мере, начиная с 22 июня 1941 года… Очень опасная «штука», эта самая связанная с политикой «антропология» и мне кажется, что от нее всегда, а тем более в философии, нужно держаться как можно подальше…

Второе – автор, и весьма довольно оригинальным способом, приходит, в своих исследованиях к тому, что современные и Москва и Санкт-Петербург «де факто» уже утратили статус своего «общероссийского центра притяжения» и что, мол: «Современная действительность расставляет все по своим местам и указывает на древний Новгород как на истинное начало русского мира, главный корень русской идеи»… Ну что здесь сказать, а сказать совершенно нечего, наверное, на этот «вопрос», точнее всего «ответили бы» нам, из «прошлого» для «будущего», но их к сожалению, Лев Александрович, понимаешь, почему-то не спросил, это Иван III и Иван IV…

Третье, и, пожалуй, что, самое сложное: «Важнейшей практической предпосылкой нравственного влияния русской философии на ход исторического развития российского социума является социально-политическое самоопределение «русской воли» в рамках Русской национально-государственной автономии в составе Российской Федерации» (Л.Г.). Но это, уже как бы подытоживание мысли того, что в центре этого самого «явления» и «процесса» должна встать «РПЦ», в первую очередь, а так же «подключиться» к этому самому «делу» и руководители всех других конфессиональных направлений, действующих на территории Российской Федерации…

Здесь автор, наверное, немного недооценивает обстоятельство того, что вся совокупность его предложений «плавно» переходит из сферы моральной, нравственной, равно как и конфессиональной, как он, наверное, совершенно искренне считает, в сферу чисто политическую, формат, который уже напрямую, и в первую очередь, связывается с государственной идеологией и государственной властью, а вовсе не с деятельностью Московского Патриархата, равно как иерархии других конфессий. Но это желание автора, в принципе, все же и как ни странно, вполне реализуемо, но только в том случае, когда государственная светская власть передается религиозной… Но вот только в таком случае придется менять Конституцию, да и форма нашего государственного устройства будет и не несколько, а совершенно иной…

А в «сухом остатке», если четко следовать тому «курсу», который предлагает нам уважаемый Лев Александрович, может получиться, и в прямом и в переносном смысле, так, как это произошло в 1904 году, в Мариинском театре… Событие это было, по всем культурным, да и не только, меркам и канонам, чрезвычайно значимым и выдающимся: в Императорском театре, при полном аншлаге шла опера Мусорского «Борис Годунов», в роли царя Бориса выступал сам великий Федор Шаляпин, за дирижерским пультом стоял Феликс Блуменфельд…

Накал страстей и мастерство исполнителей были просто неописуемыми… Дело дошло до самой кульминационной сцены, когда оркестр умолкает, наступает мертвая тишина, Шаляпин встает на колени, протягивает вперед руки и громко вопрошает: «Православные…!!!». Но здесь получилось именно так, что Федор Иванович, когда он встал на колени, то направил свои руки в сторону оркестровой ямы, откуда ему Блуменфельд тихонько ответил: «Здесь таких нет…».

 

Е. Газеев

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован