Система диалектической логики раздвоения единого: монизм-дуализм-… в ФТС

Превращение в противоположность – движение Дао                                          (Лао-Цзы)

Великий предел породил два начала (Ян и Инь, - Е.А.), два начала породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм … Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности, одно порождает два … То, что одно всегда порождает два, - высший естественный принцип …Нет не противоречащих друг другу явлений… Если нет двух, нельзя увидеть одного, и тогда действие двух прекращается                  (Чжу Си)

Тезис – антитезис – синтез … Но формальное мышление возводит себе в закон тождество, низводит противоречивое   содержание … в сферу представления … и таким образом выступает перед сознанием без взаимного соприкосновения                      (Г.Ф. Гегель)

Раздвоение единого и познание противоположных частей его есть суть диалектики. Так именно ставит вопрос и Гегель … Правильность этой стороны … диалектики должна быть проверена историей науки … Единство противоположностей условно … релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение … вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий … В старой логике перехода нет, развития (понятий и мышления), нет «внутренней необходимой связи» всех частей и “перехода“ одних в другие…тождество есть определение лишь простого… мертвого бытия; противоречие же есть корень всякого движения                                                  (В. Ленин)

Если диалектика действительно есть не формальная логика, тогда она обязана быть вне законов тождества и противоречия, т.е. она обязана быть логикой противоречия. Она обязана быть системой закономерно и необходимо выводимых антиномий                                  (А. Лосев)

Мир построенный из универсальных сил Инь и Ян имеет иерархическую структуру. Это означает, что и одно и другое начало, в свою очередь делятся на Ян и Инь, те – снова делятся. Пирамида двоичностей не имеет конца ни вверх, ни вниз … Движущей силой эволюции является взаимодействие Ян и Инь … В любой сфере … пары величин, связанны между собой отношением дополнительности. Эта связь предполагает обратную зависимость между величинами: одна из них может увеличиваться лишь при условии соответствующего уменьшения другой и наоборот … на атомном и молекулярном уровне строения вещества, сохраняется базовый принцип дополнительности активного и пассивного начал природы … однобокое мышление было задано логикой Аристотеля, провозглашающей принцип исключенного третьего, принцип несводимости, непримиримости противоположных явлений и понятий                                             (А.Д. Арманд)

 

Аннотация: предлагается многоуровневая структурно-диалектическая логика универсальной системы противоречий – генодрево ФТС (философии триединого синтеза), основанная на раздвоении единого и единстве: синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (духовного и материального), отражая системную диалектику процесса познания (развития) в прогрессии: 1-2-4-…, образует формулу системного синтеза: синтез-тезис-антитезис-анализ, ведущую к единству монизма, дуализма - … множества.

Ключевые слова: диалектика, единство, множество (монизм-дуализм-триалектизм- кватернизм-октавизм), материя, дух, сознание, противоречие, логика, система, анализ, синтез, генодрево, уровни, познание, процесс.  

 

Мышление человека основано на различении, разделении явлений, предметов, вещей.  Наука также начинается с систематизации, классификации, разделении частей целого (химия стала наукой после создания Менделеевым Д.И. таблицы элементов). Мышление в философии, логике основано на антиномиях (противоречиях).  

Шмаков В. излагает понятие бинера и содержание двух древних законов мышления, мало известных современным ученым: «… на антиномиях держится Евангелие, как птица на крыльях» … Каждое человеческое представление, образ, мысль или идея есть следствие противопоставления некоторых других представлений, образов, мыслей, идей … Так в Коране говорится: «Мы создали все вещи попарно -  это значит, что в природе каждого существа обнаруживается два противоположных начала: свет и тьма, холод и жар, добро и зло, активное начало-мужское и пассивное – женское. Это и приводит нас к трем положениям: 1) человеческий разум по самому существу своему способен воспринимать лишь разности явлений, но не их действительную сущность. 2) Каждое сложное представление есть комплекс простых представлений, порождаемых противопоставлениями. 3) Два простых представления, противопоставляемые друг другу и этим взаимно утверждающиеся, представляют собой элементарную систему. Эта основная форма разума носит в традиции наименование «бинера».(По Канту- «антиномия»). Изложенное и синтезируется в двух законах:  

Бинер есть относительная вообще форма мышления, проистекающая из свойств человеческого разума, но являющаяся для него единственным, а следовательно, и абсолютным путем постижения многообразных явлений мироздания.

Человеческий разум постигает и может постигать мир только в бинерах, который есть для него лишь их общий комплекс.

«В деле приобретения знания принимают участие три способности: 1) способность различения, 2) способность находить тождества, 3) способность сохранения (синтеза) Бэн» [1].

Диалектический материализм (ДМ) считал, что «сознание –результат развития материи», у древних источник сознания, мышления – разность восприятия антиномий (бинеров) явлений.

В наше время Арманд А.Д. дает близкое к Шмакову определение мышления: «проще и нагляднее дать определение чему-то, когда у этого чего-то есть антипод, противоположность … хорошо или плохо, мышление отражает существующую вне нас действительность. Будем исходить из того, что свойства: горячий- холодный, далекий – близкий, умный – глупый не просто придуманы нами для удобства общения, а соответствуют парам естественных событий. Они связаны соотношениями, с одной стороны, взаимного исключения, не сводимы друг к другу, с другой стороны – взаимного дополнения: чем больше одного, тем меньше другого. Мокрое-сухое, верх-низ, жизнь-смерть, любовь-ненависть – таких пар бесконечное множество…. Полярности определяются друг через друга. … Элементарные заряды равны по величине и противоположны по направлению действующих сил. При столкновении позитрона и электрона они полностью нейтрализуют друг друга … Мир оказался построенным из активных … носителей отрицательного электричеств и инертных массивных носителей положительного. По … недоразумению физика присвоила энергичному (Ян) электрону знак минус, а инертному (Инь) протону – плюс» [2].

Арманд А.Д. утверждает, что западной философии принцип дополнительности до целого (единство Ян и Инь) не был свойственен, многие философы до сих пор его не принимают: "Удивительно, почему такое распространенное явление как разделение вещей и событий на дополнительные Ян и Инь так поздно обратило на себя внимание мыслителей Запада. Есть подозрение, что однобокое мышление было задано логикой Аристотеля, провозглашающей принцип исключенного третьего, принцип несводимости, непримиримости противоположных явлений и понятий … Западной науке пришлось спуститься в бездну внутриатомного мира, чтобы из него вытащить на поверхность догадку о возможности широкого распространения отношений дополнительности (принцип дополнительности, корпускулярно-волнового дуализма Н. Бора, - Е.А.). Между тем мировоззрение китайцев издревле основывается на способности повсюду находить рядом мужское и женское начало, на этом основана космология и духовная культура Китая… Два начала могут быть символами частей пространства, отрезков времени, природных стихий, чисел, цветов, органов тела, социального и семейного положения … Жизнь, развиваясь движется в двумерном пространстве, на одной из осей которого написано «хаос-порядок», на другой «простота-сложность»" [3].

Современные физики считают, что двойственное понимание мира древними было истинным. Как утверждает Ф. Капра, известный физик Нильс Бор открыв, что на уровне атома материя имеет двойственную природу: она проявляется и в виде частиц, и в виде волн. Н. Бор, введя понятие дополнительности дуальных противоположностей, считал верной восточную мудрость, что их борьба (Инь и Ян) не может завершится победой одной из них, а будет проявлением их динамического взаимодействия: «Н. Бор рассматривал картину частицы и картину волны в качестве взаимодополняющих описаний одной и той же реальности … Понятие дополнительности прочно заняло место в мировоззрении современной физики; Бор часто высказывал предположение относительно того, что это понятие может найти хорошее применение и за ее пределами. И действительно, понятие дополнительности уже две с половиной тысячи лет тому назад играло важную роль в древней китайской философии, которая исходила из того, что противоположные понятия связаны отношениями полярности, или дополнительности. Китайские мыслители обозначали дополнительность противоположностей при помощи двух архетипических начал Инь и Ян, рассматривая их динамическое чередование в качестве содержания всех явлений природы и психологических ситуаций … Нильс Бор признал существование глубокого единства древней восточной мудрости и современной…науки» [4].

В ДМ принято, что «противоречие– внутренний источник всякого движения, принцип развития» находится в вещах и явлениях. В древнем знании (Дао, ИЦЗИН и др.) приято более широкое понимание развития как разности значений Ян и Инь (духовного и материального).

В даосской философии противоположные понятия: Ян (мужское, духовное, активное начало, изменчивость) и Инь (женское, материальное, пассивное начало, постоянство) составляют Дао, что отражает целостность и изменчивость Мира (бытия). Древнекитайскую философскую систему И ЦЗИН или Книгу Перемен (КП), еще известную как древнейшую философско-логическую счетную систему (подробнее ниже), можно отнести к монистическому дуализму, или монистической диалектике. В ИЦЗИНе, считается, что движение (развитие) – изменение, динамическое чередование полярных противоположностей, задано неким вселенским ритмом.  Генетика развития в ИЦЗИНе, отражает единство духа и материи, бесконечного и конечного, рассматривается как движение от единства к множеству, сохраняя целостность системы.

Для понимания взаимосвязи первоначал (единства духовного и материального) в процессах развития несколько углубимся в суть основного вопроса философии. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична. Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая, современная реалистическая и др. философии говорят, что Дух (сознание) и Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты утверждают, что сознание определяет бытие. Эзотерики считают, что бытие и сознание едины и взаимно влияют друг на друга в процессах развития. Сравнение этих трех философий по критерию основного вопроса, показывает, что древние философии обладали целостью и универсальностью понятий.

Древняя эзотерическая философия от Египта до Индии и Китая, в отличие от материализма и идеализма, давно утверждает, что дух (сознание) и материя едины, но это единство изменчиво, текуче. В. Шмаков приводит высказывание известного восточного философа И. Хана, весьма актуальные и сегодня: «с научной точки зрения дух и материя совершенно различны. С философской точки зрения они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собой вода и снег, - а ведь последние вовсе не различны, ибо снег не что иное как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными, он обращается в материю, а когда колебания материи становятся неуловимее, она обращается в дух» [5].

А.Д. Арманд также видит разрешение противоречия между духом и материей (идеализмом и материализмом) в эзотерической философии: "Возможное решение противоречия дает эзотерическое учение, ведущее начало от древнеиндийских Упанишад и древнеегипетского герметизма. Учение состоит в том, что материя и дух – лишь две стороны единого вечного начала, обозначаемого в индуизме термином Брахман.  Дух и материя самостоятельны и, вместе с тем, неразделимы, не существуют друг от друга. Причиной всякого движения может быть только объединение, взаимное оплодотворение того и другого. С некоторым упрощением можно представить себе идею как материю в непроявленном состоянии. Существующая в голове человека или в другом неизвестном нам виде мысль имеет свое еще не проявленное или уже реализованное соответствие в грубо материальном мире. И наоборот, за веществом, осязаемом чувствами или приборами и отлитым в какую-то форму, полем, излучением скрывается неуловимая идея, составляющая его существо, ноумен, эйдос. Для философии Упанишад это отвечает образам невоплощенного и воплощенного Брахмана. Для учения Лао Цзы – это Великая Пустота, Путь Дао, постоянно присутствующий в проявленном мире ...

Природа в учении Гегеля представляет собой не что иное, как инобытие абсолютной идеи … Древнейший эзотерический символ, крест … изначально символизировал неразделимое единство духовного и материального, активного и пластического начал, во взаимодействии которых проявлялось творчество Абсолюта ….

По мысли Л. де Бройля, высказанной еще в 1924 г., сочетание волновых и корпускулярных свойств присуще не только свету (излучению), но любому материальному объекту …. вещество и все образованные им структуры – это сгустки, или вихри энергетической субстанции, одним из проявлений которой служит плотная материя, а другим – то, что мы называем волновой формой материи. В этом проявляется еще раз идея неразрывного единства двух равноправных начал: духовного … и материального (“земля”) … Переход к парадигме единства материального и духовного начал бытия требует известных интеллектуальных усилий, преодоления психологического барьера. Пока это не совершилось, не прекратится бесплотная борьба двух мировоззрений» [6].    

Таким единством, вмещающем в себя противоположности духа и материи в древнекитайской философии Дао является системное понятие Дао. В древности бесплотной борьбы двух начал не было, древние философы понимали, что между духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это разные состояния единой субстанции, однако, большинство современных материалистов и идеалистов не принимает этих простых истин.

ИЦЗИН – древнекитайская двоичная система счисления основана на диалектике философии перемен. Ей более 3500 лет, по другим источникам более 9000 лет. Древние китайцы рассматривали Вселенную, как динамическое единство двух начал: Ян и Инь (духовного и материального, подвижного и неизменного), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое) и обратно (Рис 1/19).


Китайские мыслители видели в генезисе смены Ян и Инь универсальный, многоуровневый процесс познания и развития всех явлений от природы до общества, психики человека.

На структуре философии Дао (Рис 1/19) показано, что развитие познания идет от Беспредельности, тайны (УЦЗИ) к Первичному Единству (ТАЙ ЦЗИ), которое дуальной логикой структуры ИЦЗИНа раздваивается на противоположности Ян и Инь.

На следующем уровне развития Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых состоит из двух черт нижней и верхней (новых Ян и Инь), а, после накладывания сверху новых черт образуется восемь триграмм. Восточное мышление в Дао изначально в процессе познания было основано на подвижной триаде. Триада: единое (1-й ур.)- Ян-Инь (2 монограммы, 2-й ур.). в процессе развития переходит в кватернер - 4 диаграммы, которые в процессе раздвоения превращаются в 8 триграмм.

Т.о., можно предположить, что древними китайскими мыслителями была известна логика отношений 2-х пар противоречий познания: духа-материи, синтеза-анализа в развитии, времени и пространстве. Это диалектический процесс раздвоения единого, образования логики системы пар противоречий в котором идеалисты и материалисты отдавали приоритет одному началу и анализу. Первичное Единство, - синтез (логика и-и) собирает все ветви анализа в единое целое

Китайцы, принимая Человека за единство (синтез), за Ян - Небо (дух), за Инь – Землю (материю), до религии и Гегеля открыли генетическую (прямую) триаду: Единство (синтез)- Ян (дух)- Инь (материя), дающую системе развитие: 1-2 (3)-4-8-…, на основе которой мы предлагаем формулу генодрева ФТС: синтез-тезис-антитезис-анализ.

Из всех исследователей ИЦЗИНа только Лукьянов А.Е.,  критикуя ФЛ, исследовал в ИЦЗИНе диалектику структуры, как горизонтально-вертикальное развитие, свойственное генетической триаде и ДНК человека: «Культура Дао ИЦЗИН …построена на восьмичастной матрице и в полном объеме представляет собой 64-частную спираль (8х8=64). Элементы восьмичастной матрицы ИЦЗИН образованы из триграмм. Каждая черта триграммы символизирует определенный уровень космоса-верх, центр и низ, что составляет генетическую триадичность «Перемен». Триадичность приводится в действие диадическим ритмом Инь и Ян … все определения телесно-духовного содержания Дао эта система будет выдавать в двоичном коде инь и ян, о чем свидетельствует тексты ИЦЗИН и графика спирали перемен. Если ИЦЗИН не отвлеченное изобретение китайских мудрецов, а отображение действительного вселенско-космического генезиса, то «Перемены» должны отражать и нашу … человеческую генетику. Наша ДНК … составлена из бинарной спирали инь-ян и включает в себя 64 генетических гекса-набора (64 гексаграммы) … гармония Дао состоит не просто из геометрических и арифметических пропорций и прогрессий, а из телесных, духовных и идеальных прогрессий и пропорций … Если в спиралях «Перемен» мы обратимся к природному организму, то обнаружим экологические … пропорции, а если обратимся к государственной системе, то получим социологические и вслед за ними экономические и политические пропорции… В современных исследованиях читатель тут и там встретит постулирование Дао в качестве чего-то … непознаваемого … Современный исследователь протаскивает Дао в его текстовых переводных определениях (путь, закон, учение, логос, бог) по современным философским дисциплинам – теории познания, логике, лингвистике, социологии, а также религии … получает Дао «непознаваемое», «алогичное» … «тайное», т.е. не укладывающееся в схемы формальной логики (выделено нами, - Е.А.)» [7].

Развивая идеи Лукьянова, мы, несколько изменив структуру ИЦЗИНа (см. ниже), на основе диалектики структурной логики противоречий генодрева ФТС [8], раскрывая тайны непознаваемости ИЦЗИНа, изучили содержание процессов познания, развития в мышлении, логике, обществе, системе управления и др. (Рис 33, 35, 38, 47, 49, 65, 77,101,109 и др. [8]).

Современное знание фрагментарно и узко, построено на логике или-или, разделении целого на части, которые противоречивы и отрицают друг друга: материализм и идеализм, формальная и диалектическая логики (ФЛ и ДЛ), наука и религия, что уже привело к тупику познания, информационному и экологическому кризису выживания.

Мы в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель познания – генодрево единства (целостности) системы взаимосвязанных противоречий: принципов, понятий (начало которого образует перевернутая триада Гегеля), моделирующую логику процесса развития, как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство, - логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или») - анализ [8, 9, 10].

Метод генодрева –структурная логика противоречий: единства синтеза (и-и) и анализа (или-или) позволяет изучить процесс развития противоречий, как целостную систему принципов познания: монизма, дуализма, триединства (триада- единство монизма и дуализма), кватернеризма, единства синтеза и анализа, духа и материи (идеализма и материализма).

На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе – система: монограмм – диаграмм – триграмм -…) процесс развития, диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное (Рис 2/34).


Логика развития генодрева, - раздвоение единого, деление образованных частей целого (понятий: Я – неЯ) на новые пары логических противоречий, принцип множественной дополнительности ведет к образованию многоуровневой системы, структура которой образует прогрессию: 1-2-4-8-… (иначе: 2 в степени n, где n – номер уровня системы, а цифры прогрессии - число элементов на каждом уровне системы), где триада- первые два уровня. Источник развития (на генодреве) – разность потенциалов тезиса и антитезиса (духовного и материального начал). Единое при горизонтальном развитии по вертикали разделяется на: тезис (Я, плюс) и антитезис (неЯ, минус). Антитезис разделяется на новый антитезис (ниже оси генодрева, новый минус накладывается сверху): неЯ-неЯ (-,-) –одномерная логика (опыт, измерение) и тезис (выше оси генодрева, новый плюс накладывается сверху) неЯ-Я (-,+) – логика аналогии (представления). Тезис разделяется на новый антитезис (ниже оси, сверху старого): Я-неЯ (+,-)–логика индукции (понятия) и тезис (выше оси, сверху): Я-Я (+,+) –логика дедукции (идеи).

Т.о., развитие логики мышления (эволюция) идет по вертикали от опыта (логики измерения) к представлению (аналогии), от него к понятиям (индукции), и далее к идеям (дедукции). Вертикаль логики системы противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, теория-практика, диалектическая формальная логика: ДЛ-ФЛ), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (1-2-4-8-…, единство-множество).  Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ).

Диалектика процесса развития генодрева ФТС образует формулу системного синтеза: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: тезис-антитезис-синтез, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики

На плоскости структура логики генодрева образует крест, который означает направления процесса познания, как логики движения понятий: - вертикаль: духовное-материальное (абстрактное-конкретное дано в до гегелевском, смысловом понимании), - горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). ФТС, не отрицая основные принципы и законы ДМ, расширяет и углубляет их понимание на основе динамического единства и комбинаторики понятий: духа и материи (идеализма и материализма), 2-х направлений познания: синтеза-анализа, представляющее собой генетическую логику движения понятий по структуре генодрева, без которой не может быть единой науки и научной философии

Каждая вершина структуры генодрева, кроме первой, имеет три ветви: одна входящая, две выходящие, образующих по: - вертикали: на втором ур. две триады тезис- антитезис- синтез (1-3-2 и 2-4-3); -горизонтали: в прогрессии:1-2-4-…- три триады: одна - первые два уровня: 1-2; две (на 2-м ур.): тезис-4-2 и антитезис -3-1 (и далее на каждом уровне раздвоения).

Другими словами, генодрево ФТС - система многоуровневых триад. Триада разрешает противоречие синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе триад. Системный анализ отражает развитие системы противоречий. Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в системе взаимосвязанных триад генодрева.

Прямая триада по горизонтали развития генодрева имеет два уровня: (1-2) синтез-тезис-антитезис, по вертикали синтез идет по триаде Гегеля: тезис-антитезис-синтез. Развитие генодрева по вертикали второго ур. образует циклы:1-3-2-4 (1-5-2-6-3-7-4-8 см. 3-й ур. Рис 47 [8]). Познание по горизонтали основано на принципе единства синтеза и анализа. Процесс познания в триаде Гегеля и ДМ замкнутый, круговой (тезис-антитезис-синтез, и синтез образует новую триаду), что и привело к образованию двух монизмов (идеализма, материализма). В генодреве ФТС триада открыта для развития через новое раздвоение - системный анализ: 1-2(3)-4-8-…, познание идет в обратном порядке – системном синтезе.

Исследуем подробнее структуру и логику развития противоречий генодрева ФТС (Рис 2/34), которая на втором уровне несколько отличается от традиционных структурных и табличных схем ИЦЗИНа.  В китайской традиции приняты два правила формирования диаграмм, триграмм ... (см. Рис 1/19): 1) первая черта располагается снизу, вторая (и все последующие) сверху; 2) порядок построения диаграмм соответствует фазам Луны: новолуние (Великая Инь), первая четверть (малый Ян), полнолуние (Великий Ян), последняя четверть (малый Инь). На втором ур. 4-х диаграмм сверху оси должны располагаться вел ян (+,+) и мал ян (-,+), а снизу мал инь (+,-), вел инь (-, -). Т.е. при расположении диаграмм на всех современных схемах ИЦЗИНа Великий Ян всегда располагается сверху, чем нарушается последовательность циклов. Мы, введя ось симметрии генодрева, закрепили направления развития: - вверх оси (+), - вниз оси (-). Сохранив расположение 4-х диаграмм, мы изменили только две структурные связи. Мал инь (-, +) образуется от Инь (-) движением вверх к (+), а мал Ян (+, -) от Ян – вниз к (-); Вел. Ян (++), Вел Инь (- -) (Рис 24 [8]).

На третьем ур. гендрева (Рис 24, 33, 35 [8]) образуются 4-е взаимосвязанные последним раздвоением, системы противоречий: 1 (+++)- 5) (++-)- 2) (- ++)- 6) (-+-)- 3) (+-+)- 7) (+- -)- 4) (- - +)- 8 (- - -), отражающей последовательность вертикального процесса развития системы противоречий: 1-5-2-6-3-7-4-8. Положение диаграмм, триграмм по Фу Си и Вэнь-Вану отвечает структуре генодрева.  Различается с Фу Си ([8] Рис 26); и Вэнь Ваном ([8] Рис 29) только порядок взаимодействия элементов.

Генодрево ФТС (ИЦЗИН) - универсальное, структурно-логическое, системное отображение взаимодействия частей целого тезиса и антитезиса (Ян и Инь, духовного и материального) в процессах развития по горизонтали (логика и-и) и вертикали (логика или-или). Большинству материалистов и идеалистов по линейной логике или-или, трудно понять процесс развития генодрева, основанный, не только на логике раздвоения единого (или-или) в 2-х направлениях структуры, но и на диалектическом монизме единства духа и материи, которые (по логике и-и) ведут к единству материализма и идеализма.

На Рис 38 ([8]) нами показано развитие структуры многоуровневой логики противоречий по горизонтали (логика и-и) и вертикали (логика или-или) от Аристотеля (1-й Органон) к Бэкону (2-й Органон), Успенскому (3-й Органон), ФТС (4-й Органон).

Е. Колесов о первых 3-х авторах, создавших три Органона, отвечающих ступеням развития сознания, кратко сообщает: "Успенский создал свою модель-… дополнив ее знаниями ХХ века и выразив современным языком.  Для этого ему пришлось построить собственную логику, которую он изложил в книге «Третий Органон». Как вы помните первый «Органон» принадлежал Аристотелю, второй лорду Ф. Бэкону…По Аристотелю Я=Я, а неЯ=неЯ, т.е. все, что есть на свете, либо принадлежит моему Я, либо не принадлежит (ограничение Я от всего мира при помощи преграды-хаджаба). Это была логика одного уровня. Лорду Бэкону ее рамки были тесны, поэтому он, не отрицая логики первого уровня, предложил второй, учитывающий время: то, что было моим Я, будет моим Я. То, что было не Я, так и останется не принадлежащим моему Я (хаджаб отодвинут, сфера поиска расширена). П. Успенскому (как и нам с вами) было ясно, что уровней осмысления мира (сознания, выделено нами, - Е.А.) не один и не два, а гораздо больше. Он снял хаджаб и принял постулат о множественности (разнородности или разно-видности) времени: То, что есть Я, когда-то не было им и когда-то перестанет быть моим Я; то, что не есть мое Я, когда-то было им или может стать им.  Так Я и не-Я, микрокосм и макрокосм … слились воедино. Таким образом, все «основные вопросы философии», как им и положено, превратились в следствия этого логического постулата (… первичность материи или духа …)” [11].

На третьем уровне генодрева ФТС (Рис 35 [8]) нами показаны восемь ступеней сознания (от высшей 1-й ступени к низшей - 8-й), стихий и инстинктов в трех слоях времени. Например, инстинкт исследования (3 ст. развития сознания) - сознание Я в прошлом и будущем- сознание ученого не замечающего настоящего; инстинкт ложного доминирования (6 ст.) -сознание Я в центре и настоящем, сознание бюрократа, отрицающее ценности прошлого и будущего.

Мы считаем, что преградой сознанию (хаджаб) является 1-й уровень противоречий, одномерной дуальной логики Я-неЯ (тезис-антитезис), требующий разрешения противоречия в синтезе (логике и-и), создающей барьер в познании, не преодоленный многими философами и сегодня.  Философы, исключившие логику «и-и» из понимания триады (синтез-тезис-антитезис), психологически не способны преодолеть барьер синтеза в познании.

П. Успенский, в «Психологии возможной эволюции человека», отмечал трудности понимания синтеза трех сил: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез, - Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в ограничениях психики … основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений» [12].

П. Успенский в «Третьем Органоне», как бы поясняя структуру уровней диалектической логики ФТС в трех слоях времени, дает развернутую критику формальной логики (ФЛ), называя ее логикой Аристотеля, неспособной отражать процессы развития во времени: "Наша обычная логика, по которой мы живем … сводится к простой схеме, формулированной Аристотелем в тех сочинениях, которые были изданы его учениками под общим заглавием Organon т.е. "Орудие" (мысли). Эта схема заключается в следующем: А есть А, А не есть не А, Всякая вещь есть или А, или не А. Яснее это можно изобразить так: Я есть Я, Я есть не Я, Все что есть на свете, должно быть или Я, или не Я. Логики, заключенной в этой схеме – логики Аристотеля, вполне достаточно для наблюдения. Но для опыта ее недостаточно, потому что опыт идет во времени, а в формулах Аристотеля время в расчет не принимается (выделено нами, - Е.А.). Это было замечено … Ф. Бэконом в сочинении Novum organum "Новое орудие" (мысли). Вкратце формулировку Бэкона можно свести к следующему: То, что было А, будет А. То, что было не А, будет А. Всякая вещь была и будет или А, или не А …

Формулы логики, как Аристотеля, так и Бэкона, сами по себе выведены из наблюдения фактов, и ничего другого кроме содержания этих фактов в себе не заключают и заключать не могут. Это не есть законы мышления, а только законы внешнего мира, как они воспринимаются нами, или законы нашего отношения к внешнему миру. …

Что такое математика? Наука о величинах.  Что такое логика? Наука о понятиях.

Но это не определения, а только перевод названия. Математика, или наука о величинах есть система, изучающая количественные отношения между вещами; логика, или наука о понятиях, есть система, изучающая качественные (категорические) отношения между вещами…

Если мы сравним аксиомы логики Аристотеля и Бэкона с аксиомами … математики, то мы найдем между ними полное сходство. Аксиомы логики А есть А, А не есть не А, Всякая вещь есть или А, или не А.  вполне соответствуют основным аксиомам математики, тождества и противоречия.

Всякая величина равна самой себе. Часть меньше целого. Две величины, равны порознь третьей, равны между собой и т.д….

Законы математики и законы логики (ФЛ, - Е.А.) – это законы отражения феноменального (материального, - Е.А.) мира в нашем сознании… могут оперировать только с конечными, постоянными величинами (выделено нами,- Е.А.)…По отношению к бесконечным и переменным (изменяющимся, диалектическим, - Е.А.) величинам эти аксиомы не верны" [13].   

Т.о., Успенский в своем анализе ФЛ подтверждает и более подробно разъясняет ранее данный нами вывод о неспособности ФЛ отражать движение понятий, величин в процессах развития изменяющегося целостного, духовно-материального мира во времени.

Далее Успенский, исследуя мир бесконечных и переменных величин, приходит к выводу, что движение в 3-х мерном мире – абстракция: «Другая математика бесконечных и переменных величин, представляет собой нечто совершенно реальное, построенное на основании умозаключений о реальном мире. Первая относится к миру феноменов, который представляет собой не что иное, как неправильное восприятие мира. Вторая относится к миру ноуменов, который представляет собой мир как он есть (ФТС основана на единстве ноуменов и феноменов (духовного и материального начал, - Е.А.) … В природе нет конечных постоянных величин, точно также как нет понятий. Конечная, постоянная величина и понятие – это условные отвлечения, не действительность, а только … разрезы действительности …

Трехмерный мир – это есть четырехмерный мир, наблюдаемый через узкую щелку наших чувств … Настоящим мы называем переход из будущего в прошедшее. Но этот переход не имеет протяжения …  Т.о., постоянные величины в трехмерном мире это абстракция. Точно так же как движение в трехмерном мире есть в сущности абстракция. В трехмерном мире нет изменения, нет движения. Для того чтобы мыслить движение, нам уже нужен четырехмерный мир» [14].   

Все выдвинутые исходные положения логики Успенского находят свое отражение в структурной логике генодрева ФТС. На генодреве Рис 33, 59 [8] нами показано, что два первых уровня генодреа (0-й и 1-й: единство, дуада и триада) относятся к невидимому, непроявленному миру. 4–е вида миров (включая материальный мир), 4-е стихии - 2-й ур. генодрева (Рис 33, 59, 80 [8]) относятся к проявленному миру. Понятие движения нами показано на втором (материальном) ур. генодрева причинных взаимосвязей 4-х основных философских категорий: время-пространство-энергия-движение (Рис 65 [8]). Кроме этого, мы выделяем на втором ур. генодрева проявленные: 4-е вида форм познания (Рис 68), 4-е уровня морали и свободы (Рис 90 [8]), 4-е вида эволюции и инволюции (Рис 64, 94 [8]), 4-е психотипа человека (Рис 84 [8]) 4-е вида идеологий-морали и обществ (Рис 101 [8]) и др.  

Успенский считает, что высшая логика (всеединства, основанная на логике И-И) существовала в глубокой древности (мы считаем, что к ней следует отнести логику ИЦЗИНа): «высшая логика. В «Критике чистого разума» Кант доказывает возможность трансцендентной логики. Эта логика не только возможна, но существует и существовала с незапамятных времен; много раз была формулирована; входила в философские системы, как их ключ – но странным образом не признавалась как логика.

Раньше Бэкона и раньше Аристотеля в древних индийских писаниях давались формулы этой высшей логики, отпирающие двери тайн …

Высшая логика существовала раньше, чем была сформулирована дедуктивная и индуктивная логика (логика генодрева ФТС – единство логик: дедукции, индукции, аналогии и опыта, - Е.А.) … Я назвал систему этой высшей логики – «Третий Органон», потому что для нас это третье орудие мысли после Аристотеля и Бэкона (логика генодрева ФТС названа нами - 4-й Органон, подр. см. ст. [9,10]) … Аксиомы, которые заключает в себе «Третий Органон» … будут производить впечатление абсурда (для тех, кто не воспринимает логику и-и: синтез-тезис-антитезис, - Е.А.). Беря за образец аксиомы Аристотеля, мы на нашем бедном земном языке выразить главную аксиому новой логики следующим образом6

А есть и А, и не А, или;

Всякая вещь есть и А, и не А, или:

Всякая вещь есть Все (это логика и-и, синтеза противоречий Я- неЯ генодрева ФТС, - Е.А.).

Но эти формулы совершенно невозможны … И это и есть аксиомы высшей логики…

Логика Аристотеля и Бэкона в основе своей дуалистична … Основные аксиомы нашей логики. Основные аксиомы нашей логики сводятся так же, как математические аксиомы, к тождеству и противоречию. В глубине их всех лежит признание одной общей аксиомы – именно, что всякое данное нечто имеет нечто, ему противоположное … всякая теза имеет антитезу (верно!, - Е.А.) … Субъекту противопоставляется объект …»Я» противопоставляется «не-Я» … Единству- многообразие,  Истине – ложь, Добру - зло. И в заключение – вообще всякому А противопоставляется не-А …

Двойственность есть условие нашего познания феноменального (трехмерного) мира. Она является орудием нашего познания» [15].

Т.о., первые два невидимые уровни генодрева: Исходный (0-й, единство) и первый (диада) отражают единство и двойственность трехмерного мира. Двойственность мира – основное условие его познаваемости. Второй уровень генодрева отражает вертикальное единство четырех ступеней развития духовно-материального (4-х мерного) мира. Целостность развития системы логических противоречий по горизонтали и вертикали процессов развития (во времени) отражает структура генодрева ФТС (0-1-2 ур.:1-2-4-…).

К сожалению прописные истины логики Успенского и генодрева ФТС незнакомы большинству философов материализма, идеализма, как ФЛ, так и ДЛ. Видимо, они не знакомы не только с логикой 3-го Органона Успенского, но и 4-го Органона генодрева ФТС.

На генодреве ФТС, - сущность логики диалектического развития, раскрывается нами не только как последовательность циклов взаимодействия структурных элементов на всех уровнях системы (на 3-м уровне: 1-5,-2-6,-3-7,-4-8), но и генетического перехода от одного уровня развития структуры к другому (1-2-4-8-…), и состоит в понимании процесса развития противоречий, как не линейного, а целостно-системного, поступательного движения многоуровневых противоположностей в 2-х направлениях развития: вертикальном (эволюции - инволюции) и горизонтальном: анализ-синтез (подробнее см. статью автора ЧЕТВЕРТЫЙ ОРГАНОН–ДИАЛЕКТИКА ДВИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ МНОГОУРОВНЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА и др. [10]).   

ФТС, используя на первом уровне генодрева понятие истины, - логику и-и, единства тезиса и антитезиса (теории и практики), реализуя идею истинности в логике противоречий структуры генодрева, дает понимание формулы системного синтеза: синтез-тезис-антитезис-анализ, расширяющем возможности системного познания. Узость формальной логики, отрицающей логику синтеза (и-и), - изначальная неспособность к познанию истины и пониманию процессов развития во времени. Однако современная философия, основанная на формальной логике, не принимая системный синтез, диалектику логики противоречий генодрева ФТС, не сумеет отражать целостность истины в познании.

Статьи автора размещены в интернете, платных СМИ - см. список литературы; бесплатные философские СМИ: Вестник РФО и др., замалчивая метод генодрева ФТС, без объяснения причин не берут статьи автора к печати (видимо, понимание системного синтеза, логика и-и недоступно сознанию редакторов философских СМИ).

 

Список литературы:

  1. Шмаков В. Священная Книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала Синтетической философии Эзотеризма. М. ДЕСОТ.1994, с 65.

  2. Арманд А.Д. Два в одном, Закон дополнительности. М. ЛКИ.  2008, с 9-10.

  3. Арманд А.Д., там же, с 11, 76.

  4. Капра Ф. Дао Физики. К. София. 2002, с 164.

  5. Шмаков В. Священная книга Тота…, там же, с 192.

  6. Арманд А.Д. там же, с 320-322.

  7. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М. Инсан. 1993, с 22-23,73, 77.

  8. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества, ч.1. ФТС, СПб. Деан. 2007, 543 с.

  9. Антонович Е.Н. Многоуровневая логика системы диалектических противоречий.  Пособие по изучению многоуровневой диалектической логики. Серебряная Нить. СПб. 2014.serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru/forum/64.

  10. Антонович Е.Н. 41 ст. на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности … и др. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich, 59 ст. на сайте ВИПЕРСОН http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, более 77 ст. на сайте СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), 23 ст. – trinitas.ru, еще см. ст. на kovcheg.ucoz.ru, и автора: spb-antonovich.ru.

  11. Колесов Е.Н. Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до наших дней. М. Росткнига. 1999, с 238.

  12. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. СПб. комплект. 1995, с 80-81.

  13. Успенский П.Д. Tertium organum: Ключ к загадкам мира. М. Ф-Пресс. 2000, с 131-132, 308-310.

  14. Успенский П.Д., Третий Органон, там же, с 311-315.

  15. Успенский П.Д, там же, с 326-331.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован