22 ноября 2006
2973

Виталий Иванов: Российские партии: за год до думских выборов


Недавно завершилась зачистка "партийной поляны". Из 35 партий осталось 17, но, по-видимому, за счет ряда слияний-поглощений это число уменьшится. Каковы текущие конъюнктуры?

1

Согласно принятому в 2001 году закону партия была обязана иметь не менее 10 тыс. членов и отделения как минимум в 45 субъектах Федерации. При этом, опять же, как минимум в 45 регионах отделения должны были составлять не менее 100 членов (в остальных не менее 50). Предполагалось, что эти ограничения вкупе с другими - так, только партии были впредь наделены правом выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах (при сохранении права граждан на самовыдвижение) - позволят навести порядок в партийном сегменте политического рынка. Там с начала 1990-х годов буйствовала "цветущая сложность". Получить входной билет на рынок не стоило практически ничего, и поэтому, к примеру, на выборах в Госдуму в 1995 году участвовали 43 (!) избирательных объединения и блока.

Тут следует сразу заметить, что почистить рынок пытались и в 1990-е годы. Если в упомянутых выборах 1995 года могли участвовать любые общероссийские общественные объединения, включившие в свои уставы положения об участии в избирательных кампаниях и зарегистрированные не позднее чем за шесть месяцев до дня выборов (в результате потенциальных избирательных объединений набралось аж 272!), то к выборам 1999 года срок между регистрацией потенциальных участников гонки и днем голосования был удлинен до года (и их оказалось "всего" 149, списки были выдвинуты 26 избирательными объединениями и блоками).

Однако даже закона 2001 года оказалось недостаточно. Напомню, что в 2001-2004 годах через регистрационное сито были пропущены 60 партий. Нужно, правда, учесть, что после регистрации партии в течение шести месяцев следует зарегистрировать необходимое количество региональных отделений (45), а в случае, если их окажется недостаточно, то документ о регистрации партии будет признан утратившим силу. Т.е. по факту регистрационная процедура разделяется на "предрегистрацию" и "окончательную регистрацию". Несколько партий (Национал-державная партия России и Всероссийская коммунистическая партия будущего, например) "окончательную регистрацию" не прошли.

Чтобы радикально уменьшить явно неадекватное здравому смыслу число партий, а заодно накрепко перекрыть дорогу в серьезную политику маргиналам и экстремистам, в 2004 году в закон о партиях внесли поправку, увеличившую "партминимум" до 50 тыс. членов. В 45 отделениях теперь положено иметь не менее 500 членов (в остальных не менее 250). На приведение себя в соответствие с новыми требованиями партиям был отпущен срок до 1 января этого года.

Было понятно, что уж эти требования смогут выполнить далеко не все. Некоторые даже и пытаться не стали, тем более что в 2005 году было запрещено формировать избирательные блоки, что окончательно лишило мелкие партии каких-либо перспектив. Российская партия самоуправления трудящихся (РПСТ) предпринимателя и лоббиста Чахмахчяна (недавно вляпавшегося в серьезный коррупционный скандал) была преобразована в общественное движение "За самоуправление трудящихся". Бывших членов РПСТ Чахмахчян призвал вступить в Российскую партию жизни (РПЖ) спикера Совфеда Миронова. Аналогичным образом поступили лидеры Национал-патриотических сил Российской Федерации и Евразийской партии - Союза патриотов России, соответственно Дзоблаев и Ниязов. Только они легли не под Миронова, а под Семигина, бывшего спонсора КПРФ, сколотившего в 2004 году собственную партию "Патриоты России" (Дзоблаев с ним потом разругался). Ряд партийных проектов прикрыли в судебном порядке еще до 1 января 2006 года. В частности, Объединенную российскую партию "Русь", образованную накануне думских выборов 2003 года некогда известным политконсультантом Кошмаровым-Трубецким (есть версия, что изначально "Русь" предлагалась на роль "партии Касьянова"), ликвидировали с формулировкой "из-за неустранимых нарушений при создании".

В итоге в этом году Росрегистрации пришлось проверять "всего" 35 партий. Выбракованы 16. Среди них "Развитие предпринимательства" бывшего депутата Госдумы Грачева, "Свобода и народовластие" бывшего мэра Владивостока, а ныне думца Черепкова, Социал-демократическая партия России (СДПР) бизнесмена Кишенина (в 2004 году он приобрел ее у самарского губернатора Титова, до этого Кишенин успел поруководить Партией социальной справедливости) и т.д. Теперь им всем нужно до 1 января следующего года преобразоваться в общественные движения или иные общественные организации либо самораспуститься. Естественно, параллельно экс-партийцы могут организованно или в индивидуальном порядке переходить в те партии, которые проверку успешно прошли. Первый вариант сумела реализовать пока только лишь Российская объединенная промышленная партия (РОПП), исторически "партия Вольского" и партийный интерфейс старого, т.е. доолигархического, РСПП. Согласно достигнутым договоренностям с "Единой Россией" после самоликвидации РОПП ее актив пополнит ряды партии власти. Лидер РОПП Панина, депутат Госдумы от одного из московских округов (и член фракции единороссов), теперь может быть спокойна, ей гарантирована не только пролонгация мандата, но и квота в партсписке, пусть и мизерная. Такую же комбинацию пыталась реализовать Республиканская партия России (РПР). Она планировала присоединиться к СПС, несколько месяцев велись переговоры, но, насколько можно судить, к согласию прийти не удалось.


2


Необходимо учитывать официально презентованное слияние РПЖ, РПП и "Родины" в "Справедливую Россию"
Теперь в нашей стране 17 партий. Проверку прошли 19, но необходимо учитывать официально презентованное слияние РПЖ, Российской партии пенсионеров (РПП) и "Родины" (на базе последней) в "Справедливую Россию".

Цифру "17" уже не стыдно озвучивать. Впрочем, очевидно, что из 17 партий далеко не все представляют собой серьезные проекты, способные дожить до выборов-2007, а тем более пережить их. Тем более что закон обязывает партии под угрозой ликвидации в обязательном порядке регулярно участвовать в выборах. Не у всех бренды электорально перспективны, а значит, привлекательны для инвесторов, а избирательные кампании - недешевое удовольствие. Какой смысл в партии, которая не способна привлечь ни голосов, ни денег?

Вот перечень партий, которые, на мой взгляд, не имеют шанса преодолеть 7%-ный барьер в 2007 году:
1. Народная партия Российской Федерации (НПРФ);
2. Демократическая партия России (ДПР);
3. Российская политическая партия мира и единства (ПМЕ);
4. Российская демократическая партия "Яблоко";
5. Союз правых сил (СПС);
6. "Патриоты России" (ПР);
7. Российская экологическая партия "Зеленые" (бывший "Кедр");
8. Аграрная партия России (АПР);
9. Партия национального возрождения "Народная воля";
10. Социалистическая единая партия России (СЕПР);
11. Всероссийская политическая партия "Свободная Россия";
12. Партия социальной справедливости (ПСС);
13. Партия возрождения России (ПВР).

13 из 17... Все эти партии исторически либо натуральные кремлевские големы (СПС, НПРФ, ПВР, ПСС), списанные или переведенные в резерв, либо "независимые" проекты, имеющие сложную историю отношений с Кремлем. Мало кто сомневается, что реальная численность всех этих партий меньше 50 тыс. (некоторых - намного меньше). Но либо они объективно нужны, либо считается, что они могут пригодиться, либо их лидеры/хозяева просто имеют хорошие связи.

Среди экспертов в последнее время распространилось мнение, что, де, к 2007 году может упасть ниже 7% рейтинг ЛДПР и, таким образом, барьер пройдут лишь "Единая Россия", КПРФ и "Справедливая Россия". Это спровоцировано недостаточно убедительными результатами жириновцев на последних выборах. Мне представляется, что Владимира Вольфовича хоронят рано. Он провалится, только если по какой-то причине прогневит Кремль и будет по максимуму отлучен от телеэфира (и то не факт). Пока предпосылок к подобному не заметно.


3


"Единой России" Кремль отводит первую и главную роль в кампании 2007 года
Сейчас все идет к тому, что основным сюжетом выборов 2007 года, причем не только федеральных, но и региональных, будет соперничество партии власти, т.е. "Единой России", и "Справедливой России", полусамозваного претендента на роль "второй партии власти". Получат ли единороссы больше 50% голосов? Много ли "эсеры" откусят у них? А также у коммунистов и жириновцев? Эти вопросы можно обсуждать всерьез.

"Единой России" Кремль отводит первую и главную роль в кампании 2007 года. Об этом свидетельствует в том числе недавняя встреча президента с лидерами партии. "Справедливая Россия" не станет "второй партией власти", как бы мечтающий о спикерстве в Госдуме Миронов ни старался, поскольку две партии власти в российских условиях есть самая натуральная политическая шизофрения, чреватая самыми сомнительными последствиями.

Еще один сюжет - противостояние старых и новых либералов. Если точнее, то никакого противостояния нет, но есть немало людей, всячески лоббирующих запуск этого сюжета, пытающихся доказать, что либеральные идеи востребованы обществом, нужно только отобрать монополию на них у лузеров вроде Явлинского и Немцова. На новых либералов претендуют ДПР политконсультанта Богданова и "Свободная Россия", созданная екатеринбургским предпринимателем Рявкиным и, как утверждают, готовящаяся получить в лидеры правительственного адвоката Барщевского. Пока рано предсказывать, что из этого всего получится. Я бы в действительности не исключал даже попытки реанимации "Яблока" (и даже СПС, если они погонят из формальных лидеров недалекого провинциала Белых). Есть мнение, что Кремль могут заинтересовать кадавры - для демонстрации "демократизма" и "плюрализма" в контексте смены президента. Но реанимация в данном случае предполагает не выделение квоты в будущей Думе и активную помощь на выборах (на что часть старых либералов трепетно надеется), а лишь "поддержку штанов" (немного денег, немного эфира и пр.)

Остальным партиям в такой ситуации остается или ждать, что им найдут место в рамках основного расклада, или пытаться искать его самостоятельно. Желания и терпения ждать у моря погоды хватает не у всех, тем более что Миронов, еще не переварив РПП и "Родину", хочет взять под себя еще кого-нибудь.

Сейчас активно обсуждается тема "третьей ноги", т.е. прокремлевской партии, которая будет эксплуатировать левопатриотическую (т.е. лево-правую) риторику и тем самым ограничивать амбиции и потенциал "эсеров". "Чтоб не зарывались". Недавно лидер "народников" Гудков (депутат Госдумы из Подмосковья, в прошлом руководивший "Оскордом", крупным конгломератом охранных предприятий) презентовал проект объединения в одну партию НПРФ, ПР (Семигин), ПСС (Подберезкин), ПВР (Селезнев), а также не пережившей проверки СДПР (Кишенин). Недалекие наблюдатели восприняли эту инициативу как непосредственно кремлевскую или хотя бы одобренную администрацией. В действительности это не более чем комбинация отдельно взятого Гудкова, который понимает, что чем ближе выборы, тем меньше будут кому-либо интересны "народники". Нужно изо всех сил пиариться сейчас в надежде, что кто-нибудь купится. Но тот же "патриот России" Семигин тоже мнит себя "интегратором" (и поэтому ни он, ни кто-либо из его людей не участвовали в пресс-конференции, на которой Гудков женил НПРФ на ПР). А в ПСС нет единства: ее председателю Подберезкину, недавно устроившемуся референтом в аппарат самого Медведева, по сути, ничего уже не надо, за союз с Гудковым ратует секретарь по идеологии Константинов, а сопредседатель Карпенко тянет ПСС к сотрудничеству с "эсерами". А главное, Кремль давно ясно дал понять, что не собирается делать "третью ногу" из НПРФ.

"Третьей ногой" сделают другую партию лево-правой ориентации, хотя бы даже и СЕПР, во главе которой сейчас стоит бывший тренер Путина Шестаков. (Эту партию в 2002 году создал Подберезкин, в 2003 году он отдал ее "под Глазьева", а сам в 2004 году сменил Кишенина на посту председателя ПСС. Кремль использовал СЕПР как блокостроительный материал при создании "Родины". После несанкционированного самовыдвижения Глазьева в президенты в 2004 году СЕПР зачистили от его людей.)

АПР планируется влить в "Единую Россию", хотя дело это непростое. Партия эта вполне себе живая, ее председатель Плотников (член думской фракции единороссов) актив полностью не контролирует. В 1999 году, когда тогдашний лидер АПР Лапшин решил отказаться от многолетнего партнерства с КПРФ и перейти под руку Лужкова, часть партии во главе с руководителем думской группы аграриев Харитоновым взбунтовалась и осталась верна коммунистам. В 2004 году Лапшина "свергли" стараниями главного партийного спонсора Чепы, а в 2005 году сам Чепа был исключен из АПР. Живая партия, как и было сказано. Нельзя исключать, что часть аграриев возмутится, когда Плотников официально поставит вопрос о самороспуске и вливании в "Единую Россию" (даже если ему будет помогать министр сельского хозяйства Гордеев, в прошлом входивший в руководство АПР). "Антиплотниковцы" также могут предложить присоединиться к "эсерам", Миронову АПР интересна, и соответствующая работа ведется. Единороссам нужно торопиться.

После того как будут решены вопросы с "третьей ногой" и АПР, настанет черед оставшейся партийной мелочи. Кого-то рекрутируют на роль дополнительных "ног", точнее, "ножек" для обкладывания "Справедливой России". Кого-то вполне могут пожрать сами "эсеры". А кто-то может сгодиться в пищу единороссам (весной им могут понадобиться соответствующие PR-поводы).

http://www.vz.ru/2006/11/21/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован